Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3773 «Методические рекомендации по организации прогулки»

Опубликовано 19.03.2018

Горбунова Валентина Михайловна

воспитатель МБДОУ “Детский сад №28 “Золотой петушок”

Тамбовская область, г. Тамбов

 

Методические рекомендации по организации прогулки

 

    В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.

Прогулка – это элемент режима, способствующий укреплению здоровья и профилактике утомления детей.

Цели прогулки:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Воспитание и развитие детей.

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

 Требования к организации прогулок.

  1. Создание условий для игр, труда детей, проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий.
  2. Наличие выносных игрушек, соответствующих сезону и возрасту детей.
  3. Наличие спортивного инвентаря и оборудования для спортивных игр и развлечений.
  4. Строгое соблюдение времени режима прогулок.
  5. Правильная организация деятельности детей на прогулке (смена детской деятельности, использование физкультурного оборудования, проведение подвижных игр с различными видами движений, проведение дидактических игр, особенно с природным материалом, организация наблюдений и труда).
  6. Проведение за пределами участка и территории ДОУ прогулок, способствующих расширению представлений детей об окружающей действительности.

 Виды прогулок:

- целевая;

- экскурсия;

- туристический поход;

- тематическая;

- прогулка – путешествие;

- прогулка – трудовой десант;

- прогулка – событие;

 - прогулка – развлечение.

   Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. При температуре ниже – 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Как планировать прогулку:

I период (30-35 мин.) – спокойная самостоятельная деятельность (сюжетно – ролевая игра, строительные, дидактические игры). Необходимо предусмотреть наблюдение, направленное на создание интереса и познавательно – исследовательской деятельности, умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Работа по развитию связной речи, обогащению словаря.

II период (40 – 45 мин.) – совместная деятельность, подвижные игры, спортивные развлечения, трудовая деятельность. А также проведение бессюжетных игр, в которых дети действуют с предметами, выполняют конкретные действия по движению.

Объем и содержание трудовой деятельности продумываются. Дети младших и средних групп выполняют конкретные кратковременные поручения, старшие – самостоятельно более сложные и длительные операции.

III период (30 – 35 мин.) – спокойная самостоятельная деятельность. Выполняются физические упражнения корригирующего характера по профилактике нарушений осанки.

Последовательность компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

Наблюдения: сезонные наблюдения, животный и растительный мир, ближайшее окружение, труд взрослых.

При организации наблюдений необходимо соблюдать следующую последовательность:

  1. Установление фактов;
  2. Формирование связи между частями наблюдаемого объекта;
  3. Накопление представлений у детей;
  4. Сопоставление;
  5. Выводы и установление связей между наблюдениями, проводимыми раннее и в настоящий момент.

Подвижные игры. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Сюжетно – ролевая игра. В ней дети отражают впечатления, полученные в результате проведения НОД, экскурсий, повседневной жизни. Педагог стимулирует организацию игры в семью, космонавтов, водителей, больницу и др.

Трудовая деятельность. Трудовые задания должны быть посильны для каждого ребенка, интересными и занимательными. Формы организации труда детей: индивидуальные трудовые поручения, работа в микрогруппах, коллективный труд.

 

 

Список литературы:

 1. Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павлова Л.И., Солянникова О.И., Филиппова Н.Н., Бурба И.В., Запивахина Е.М., Антоненкова О.В., Никомарова Е.Ю. Тематические прогулки в детском саду. – М.: УЦ «Перспектива», 2014.

2. Зимонина В.Н. Воспитьание ребенка – дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Програм.-метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Круглый год на свежем воздухе: Материалы из опыта дошкольных образовательных учреждений города Калуги по организации прогулок с детьми. – Калуга: ООО «Полиграф - Информ», 2003г.

6. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Методическое пособие по программе воспитания и обучения в детском саду.– М.: Мозаика Синтез, 2008. – 144 с.

5. Интернет-источники: http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-progulki