Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3781 Консультация для родителей ТЕМА: "Адаптация детей в детском саду"

Опубликовано 21.03.2018
БОБКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА

ГБОУ "Многопрофильная Школа № 1537"

УК "СЕМИЦВЕТИК"
 воспитатель

Консультация для родителей
 ТЕМА: "Адаптация детей в детском саду"

 Адаптация ребенка к детскому саду может пройти почти незаметно, а может статьтрудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой. Как сделать так, чтобыребенок легко влился в коллектив и стал с удовольствием посещать учреждение? Существуетнесколько способов, которые помогут родителям сгладить период привыкания малыша к саду, научить его получать удовольствие от посещения детского коллектива.                                                                                                                                                                     

Условно привыкание ребенка к детскому коллективу делится на две составляющие — физическую ипсихологическую.

Физическая включает в себя привыкание к :

  • новому режиму дня
  • контакту со сверстниками
  • новой пище
  • прогулкам на новом месте                                                                                                                                      

Психологическая составляющая включает в себя:

  • подчинение воспитателю
  • новые требования
  • расставание с мамой                                                                                   

Существует три вида адаптации: легкая, средняя и тяжелая.

  • Легкая адаптация. Если ребенок открытый и жизнерадостный, легко идет на контакт с другими — его адаптацияпройдет достаточно легко. Он чувствуют себя в «своей тарелке» уже через месяц, а то и раньше. Весь срок адаптации здоровье малыша в порядке, он недемонстрирует изменений в поведении.

Можно выделить несколько признаков, характерных для легкогопривыкания:

  • ребенок остается в саду без слез и спокойно прощается с мамой до вечера;
  • без опасений заходит в группу;
  • не боится воспитателей;
  • общается с детьми;
  • играет с игрушками, которые есть в группе.
    • Средняя адаптация. 

Для детей, которые привыкают к садику сложнее, в этот период характерны частые болезни. При этомэмоционально они относительно стабильные. Со стороны кажется, что малыш не испытывает сложностей вобщении, но болеет он регулярно. В организм новичка постояннопопадают вирусы и бактерии от других детей. Для постоянных членов

 

 

коллектива эти бактерии неопасны,поскольку малыши уже выработали к ним иммунитет.

Адаптация средней тяжестиимеет протяженность один-два месяца.

Несколько характерных признаков средней адаптации: 

  • нелегко прощается с мамой, плачет некоторое время после ее ухода;
  • быстро переключается на игрушки, если воспитатель старается отвлечь малыша;
  • играет со сверстниками, после недолгой настороженности;
  • не всегда желает общаться с воспитателем;
  • старается следовать режиму дня;
  • спокойно относится к замечаниям;
  • Тяжелый вид адаптации.

Эти дети с трудом привыкают к садику, им наиболее сложно почувствовать себя «своим» в любом детскомколлективе. Как правило, такие малыши не только часто болеют весь срок адаптации, но и находятся вподавленном эмоциональном состоянии. Без помощи взрослых эти дети могут вообще не приспособиться кновым условиям. Часто им требуется консультации детских психолога и невролога.

Признаки тяжелойадаптации:

  • малыш вообще не хочет общаться со сверстниками, не реагирует на воспитателя;
  • отказывается заходить в группу, плачет и не отвлекается на интересные игры или занятия;
  • не хочет играть, не берет игрушки, замкнут и агрессивен;
  • воспитатель делает замечание или хвалит ребенка, он пугается, прячется, плачет.

Дети, для которых характерен легкий вид адаптации, могут продемонстрировать незначительное снижение аппетита. При этом они станут съедать свою обычную порцию уже на десятый день посещения садика. Эмоциональный фон, активность, коммуникабельность и речевой аппарат приходят в норму в течение 2-3 недель посещения учреждения. Обычно такие дети почти не болеют в период адаптации.

Дети, которые сложнее адаптируются к новым условиям, медленнее приходят в норму. Сон и аппетит у ребенка, который попадает в категорию детей среднетяжелой адаптации, восстанавливаются лишь по истечении месяца. Специалисты отмечают снижение активности малыша, ухудшение речи, которые особо заметны в начале заболевания. Тяжелый вид привыкания – это изменение физиологических показателей, что предшествует частым

 

 

заболеваниям. Доктор Комаровский советует сразу готовиться к тому, что малыш первое время будет болеть регулярно. После выздоровления такой ребенок снова может заболеть, цикл будет повторяться в течение полугода-года. Затем малыш станет крепче, его иммунитет приспособится к  сложным условиям и болезни перестанут одолевать его. Кроме этого отмечается изменение поведения ребенка и его эмоционального  настроя.

Маленькие дети от двух до трех лет сложнее идут на контакт со сверстниками, они в большей степени нацелены на общение с воспитателем. В этом возрасте  желательно, чтобы в группе был хороший воспитатель, который сможет расположить малыша к себе.

  Для облегчения привыкания к новому окружению необходимо, чтобы:

 

 

 
ребенокумел пользоваться ложкой, пить из чашки;
  • проситься на горшок;
  • иметь желание ходить в сад.

Если ребенок идет в детский сад в возрасте 4-5 лет, стоит помнить, что в этом возрастном промежутке ему важнее общение с ровесниками.

Успешная адаптация зависит от умений дошкольника:

  • организовывать игры со сверстниками;
  • слушать взрослых, правильно реагировать на замечания;
  • избегать конфликтов, в идеале – идти на компромисс.

                   Несколько  общих рекомендаций родителям:

Мама и папа должны всячески поддерживать свое чадо. За  время адаптации важно не усугубить состояние ребенка, амаксимально облегчить стресс. Для малыша родители являются главной опорой, именно они должныподдержать его, сделать все, что в их силах, чтобы ребенок как можно быстрее почувствовал себякомфортно в коллективе.

 Как адаптировать ребенка к детскому саду, что могут родители сделать для этого?

  • Готовить ребенка к посещению детского учреждения следует заблаговременно. Сначала нужнопоговорить с ним; рассказать, что такое садик, чем там можно заниматься, как играть. Обязательно предупредить малыша о том, что нужно придерживаться режима.
  • Иногда оставлять ребенка с бабушкой, няней или кем-то из родственников. Пусть он привыкает к тому,что мама с папой могут уйти, эта ситуация вполне рядовая.

   

             Создать дома условия, близкие к режиму детского учреждения. Можно узнать      распорядок дня в саду ипопытаться подстроиться под его режим. Обязательны завтрак, дневной сон и прогулки. Важно, чтобымалыш укладывался в постель не позже 21.00 — так ему будет легче просыпаться рано. Этим можнозначительно снизить уровни физической и эмоциональной нагрузок самого острого периода адаптации, даже сократить его раза в два.

  • отличный способ настроить малыша на правильную волну – познакомить его с воспитателем. Еслиудастся заранее побеседовать с педагогом, ребенок будет воспринимать воспитателя, как ужезнакомого взрослого. Тогда новая обстановка станет немного.
  • можно разрешить малышу брать с собой игрушку. Она будет напоминать ему о доме, а так же поможет наладить контакт со сверстниками, которые непременно заходят с ней поиграть.
  • Психологи давно доказали, что малыш перенимает настроение мамы, ощущая малейшиеэмоциональные колебания. Пусть ребенок чувствует, что родители знают: садик – это хорошее место длянего, здесь ему непременно понравится.

            Ошибки родителей, которых надо избегать:

1.Нельзя сравнивать ребенка с его друзьями, приводя в пример их поведениеили действия. Это правило действует всегда, но в момент адаптации оно особенно актуально. Лучшевремя от времени напоминать малышу, что он хороший, что дома его любят.

2. Не следует обманывать малыша, надеясь, что он забудет обещанное. Он будет помнить, что мамаобещала вернуться за ним через полчаса, а забрал его домой папа только вечером. Малышпочувствует, что его предали и будет особенно переживать обман.

3. Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, угрожая ему садом. Этот путь тупиковый, он научитребенка еще больше не любить сад.

4. Иногда родители обещают, что за посещение сада они купят малышу игрушку или конфеты. Этотоже неверно, поскольку ребенок будет отбывать положенный срок, думая только о гостинце. Крометого, со временем это превратится в систему, маме с папой придется ежедневно баловать малыша.

5. Все мамы знают, что не стоит отводить в сад больного ребенка. Иногда небольшой насморк помешает малышу хорошо себя чувствовать в компании сверстников, особенно

 

 

если мама не можетвзять больничный. Однако во время адаптации такой ситуации лучше избегать, чтобы физическоенедомогание не усугубило эмоциональную подавленность крохи.

 

Пережить период адаптации к детскому саду нелегко, но вполне возможно. Родители не должны опускатьруки, а действовать взвешенно и рассудительно. Главная задача – внушить ребенку, что мама с папой еголюбят и всегда поддержат. Не стоит забывать напоминать малышу об этом.

             

 

 

        Рекомендации родителям по адаптации   детей в дошкольном  учреждении

  1. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков         ( например, воздушный поцелуй, прощание двух- мизинчиков, рукопожатие..) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь, так малышу будет проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с ребенком, то и он легче будет ее переносить.
  2. Во вовремя прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут его домой. При этом никогда не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя.
  3. После детского сада можно погулять с ребенком на детской площадке, в парке, похвалить его за проведенный день: "Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой". Продемонстрировать свою любовь и заботу.
  4. Ребенок может принести из дома свою любимую игрушку, что также придает ему уверенность, обеспечивает психологический комфорт. Игрушка обычно отвлекает ребенка от расставания с родителями. Спустя время можно предложить оставить игрушку "ночевать" в детском саду, а утром снова с нею встретиться.
  5. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели.
  6. Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает трехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако  не все дети хорошо едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона детского питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы и каши.

   

 

Ребенок первый раз пошел в детский  сад

                                    Как надо вести себя родителям:

  • Ø Не оставлять ребенка в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Ø Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Ø Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Ø На время прекратить походы в гости, в многолюдные места. Намного сократить просмотр телепередач.
  • Ø Сообщить воспитателям о личностных особенностях ребенка.
  • Ø Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Ø В выходные дни создать для ребенка такой же режим дня, как в детском учреждении.
  • Ø Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
  • Ø При выражении невропатических реакций оставить ребенка дома на несколько дней. Обратиться к врачу или детскому психологу.

 

                 Как не надо вести себя родителям:

 

  • Ø В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
  • Ø "Наказывать  ребенка детским садом" и поздно забирать домой.
  • Ø Мешать его контактам с детьми в группе.
  • Ø Увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
  • Ø Конфликтовать с ним дома.
  • Ø Наказывать за капризы.
  • Ø В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
  • Ø Всегда обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
  • Ø Не обращать внимания на незначительные отклонения в поведении ребенка.
  • Ø НЕ выполнять предписания врача или детского психолога.