Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3800 Детское проектирование в области бионики, как форма развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру.

Опубликовано 23.03.2018

 

Детское проектирование в области бионики, как форма развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру.

 

Ф.И.О.: Головина СанияМуллануровна  - воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №29

 

Название образовательного учреждения – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  "Центр развития ребенка – детский сад №29"

Адрес:427628,Удмуртская республика, город Глазов

 

Разработка проекта вызвана необходимостью поиска новых форм  работы с  современными детьми с целью развития познавательного интереса к окружающему миру, что указывает  на актуальность выдвинутой темы.

Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Ребенок старшего дошкольного возраста склонен  к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания.

Одним из наиболее актуальных, ярких, развивающих, интересных и значимых методов обучения детей в современном информационном обществе является,  на мой взгляд -  метод проектов. Наш детский сад работает по Комплексной  образовательной программе «Мир открытий» (под общей научной редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой).  Программа «Мир открытий» - программа нового поколения, разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация  программы предусматривает различные формы и методы работы с детьми, обеспечивающие установление непосредственных контактов с окружающим: разрешение проблемных ситуаций, тренинги, диспуты, чтение произведений художественной литературы,   в  том числе и организацию  проектно  - исследовательской деятельности.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи; способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным.

« Методологической особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.» [6]

«  Проектная  деятельность  дошкольников в области бионики как форма развития познавательного интереса детей к окружающему миру с успехом может решить эту проблему.Почему именно бионика?! Как известно бионика это синтез двух отраслей человеческих знаний: биологии и техники. Бионика – наука междисциплинарная, или как принято сейчас говорить, «наука-перекрёсток». В ней нашла наиболее яркое отражение одна из главных особенностей современной жизни – интеграция.Интерес к данной науке, по моему убеждению, можно  воспитывать и развивать  уже с дошкольного возраста.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Современный человек в своем труде использует  много машин и техники. Прежде чем человек научился создавать станки, приборы, машины, он внимательно наблюдал  за природой, за тем, как устроены растения и животные, а потом создавал подобные механизмы. »[6]

Изобретатели с детства любят  внимательно наблюдать, придумывать что-то новое. Картины художников, книги писателей; здания, построенные архитекторами города – это творение рук  человека. Каждый ребенок добивается каких-то успехов в своей жизни. У малышей это получается не просто: они знают и умеют меньше, чем старшие дети, но даже маленький ребенок стремится к познанию мира. В каждом живет маленький изобретатель, художник, творец.

Таким образом, при решении общих конкретных  задач по  познавательному развитию  появляется возможность знакомить детей  с дополнительной информацией из области бионики через проектную деятельность. Это  позволит  активизировать  и обогатить  познавательный  процесс с учетом индивидуальных  и психических  возможностей  дошкольников. Познакомившись лишь с некоторыми результатами бионики, понимаешь, что почти любая технологическая проблема, которая встает перед инженерами, была уже давно успешно решена другими живыми существами.

Цель проекта:развивать познавательные интерес к окружающему миру  у детей старшего дошкольного возраста путем  включения элементов  познания  из области бионики в проектно-исследовательскую деятельность детей и взрослых.

В результате занятия детским проектированием в области бионики  к  концу выпуска детей в школу мы ожидаем, что у детей:

1.Сформируются  умения самостоятельно приобретать и применять знания, использовать различные источники информации и современные информационные технологии.

2.      Расширится кругозор   детей в  области бионики

3.     Будут развиваться навыки сотрудничества в процессе совместной работы взрослых и детей

Участники проекта и их функции:

1.Педагог  Головина СанияМуллануровна

- Создание условий для реализации проекта

- Разработка материалов для работы с родителями и детьми по данной теме

- Координация деятельности  родителей и детей

2.Воспитанники и родители

- организация совместной деятельности по проектно - исследовательской деятельности

 

 

 

На подготовительном этапе нашего проекта предполагаетсяизучение методической литературы по данной теме,анализ уровня развития познавательного интереса к окружающей действительности и  созданиеусловий для реализации проектной деятельности.

На основном  этапе  работы на первый план выходит реализация проектной деятельностис целью вовлечения детей в поисково - исследовательскую деятельность. С детьми проводятся беседы «Что вам интересно узнать?», читают  энциклопедии, просматривают видео и мультимедийные игры. Организуются экскурсии в музей, библиотеку.Родителей знакомят с возможностями проектной деятельности  при ознакомлении с окружающим миром. С этой целью проводятся беседы  и консультации с родителями по ознакомлению  детей элементарными знаниями из области бионики, мастер-классы по созданию проекта с детьми.

Заключительный этап знаменуется презентацией  детей и родителей  своей проектно-исследовательской деятельности.

Цель:Развивать навыки сотрудничества в процессе совместной работы взрослых и детей.

Организуется проектно-исследовательскую деятельность родителей и детей по истории происхождения предметов. Это -экскурсии по родному городу родителей и детей, где дети и взрослые выбирают   объект для исследования. Затем собирают в копилку материал по интересующему вопросу изинтернет  - ресурсов и познавательной литературы. Самостоятельно, детьми и родителями  определяется история  происхождения того или иного предмета.  Выделяются главные составляющие презентации: содержание, форма обозначения информации (текст, рисунки, фотографии, схемы). Затем оформляется сама презентация. Это может быть мультимедийная игра, видеофильм, детская книжка, альбом, стенгазета и т.д.

 

 

Список литературы:

1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Н.А. Короткова – М.: Лика-Пресс, 2007. – С.118.

2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.- 128 с.1. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова . – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.

4.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-у изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.–104 с. 3. 2.

5.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 2001.

6. По материалам Интернет ресурсов: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/14/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-0

 

http://www.maam.ru/detskijsad/-proektnaja-isledovatelskaja-dejatelnost-doshkolnogo-vozrasta.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-dlja-detei-6-7-let-bambukovyi-gorod-arhitekturnaja-bionika.html

https://multiurok.ru/blog/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kruzhok-bionika.html