Девятова Светлана Александровна
МАДОУ "Росинка" детский сад № 50 "Кубик-Рубик" г. Новоуральск
воспитатель
Организация исследовательской деятельности
с детьми младшего возраста.
Тема: «Ветер по морю гуляет»
Цель: Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух (ветерок) и его действия на предметы.
Оборудование: одеяло, солнечные очки, два таза с водой, бумажные кораблики по количеству детей + на воспитателя.
Ход занятия – эксперимента
Организационный момент:
Дети одевают солнечные очки и ложатся на одеяло.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие на небе облака! Что делают облака?
Предполагаемые ответы детей: летят, плывут, двигаются.
Воспитатель: А почему облака двигаются?
Предполагаемые ответы детей: потому что ветер дует, ветер гонит облака.
Воспитатель: Ах, как красиво плывут по небу облака, словно кораблики плывут по морю! Это ветерок их гонит.
А у нас есть кораблики! Пойдёмте, посмотрим на них.
Выполнение I части эксперимента:
Дети: снимают солнечные очки и подходят с воспитателем к тазам с водой, в которых кораблики.
Воспитатель: А почему наши кораблики не плывут по воде?
Предполагаемые ответы детей: потому что нет ветра, ветер не дует.
Воспитатель: А что нам делать, чтобы кораблики поплыли по водичке?
Предполагаемые ответы детей: подуть, сделать ветер…
Воспитатель: мы попробуем сделать ветерок сами. Посмотрите, как это сделаю я (показ воспитателя с сопровождением словесных указаний)
Я буду ветерком, ручки спрячу за спинку, наберу носом воздух, вот так, и подую на свой кораблик, вот так, как настоящий ветерок.
Что случилось с моим корабликом?
Предполагаемые ответы детей: он поплыл.
Воспитатель: теперь вы превращайтесь в ветерок, спрячьте ручки за спинку, наберите носом воздух и подуйте через ротик на свои кораблики.
Выполнение II части эксперимента:
Самостоятельные действия детей
Воспитатель помогает обнаружить взаимосвязь между силой ветра и движением корабликов.
Словесно проговаривать у кого как плывёт кораблик: например, Карина, как у тебя быстро плывёт кораблик, у тебя получился сильный ветерок; Костя, а у тебя кораблик плывёт медленно, попробуй подуть сильнее и т.д.
Воспитатель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах!
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит!