«Методы игровой терапии и ее влияние на снижение тревожности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Методическое пособие.
Автор: Храпицкая Наталья Александровна, педагог - психолог, МАДОУ №53 «Лесная сказка», г. Новосибирск.
Актуальность: В настоящее время продолжается совершенствование методов игровой терапии, повышение требований к их использованию, дальнейшее дифференцирование ее техник с учетом показаний, условий работы и особенностей детей. Игровая психотерапия является эффективным средством при решении самых разнообразных детских проблем, в том числе детской тревожности. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно – эмоциональную, коммуникативную, морально- волевую, когнитивную.
Дети с нарушениями речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: им присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, тревожность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Актуальность темы обусловлена необходимостью определения и выявления особенностей детской тревожности, а также раскрытие способов и средств снижения уровня тревожности.
В этом методическом пособии представлены методы игровой терапии, которые разработаны и представлены в виде рекомендаций для родителей и воспитателей, направленных на снижение тревожности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких рекомендаций, которые использую в своей работе.
В своей работе я, как педагог – психолог, вовлекаю родителей и воспитателей в работу, направленную на снятие их собственных тревожных состояний.
Рекомендации родителям:
1. Стараться самим оптимистично смотреть на мир, не заражая детей собственными страхами, опасениями и беспокойством.
- Учить детей испытывать и положительные, и отрицательные эмоции, но опираться в процессе игры на положительные.
- В дошкольном возрасте не рассказывать страшных сказок и историй, так как дети воспринимают их как реальность.
Рекомендации для воспитателей:
- Увеличение потенциала положительных эмоций в группе: развлекательные игры, музыкальные игры, длительное наблюдение за животными, игры с природным материалом (вода, песок, глина), посещение бассейна.
- Увеличение роли игры в педагогическом процессе: занятия заменить на игры – занятия.
- Организация игр-занятий таким образом, чтобы взятая на неделю тема пронизывала все виды деятельности детей (так как тревожный ребенок часто не усваивает материал с одного раза).
- Создание ситуации успеха малышам в различных видах деятельности (замечать достижения ребенка, видеть оптимистическую перспективу его развития, помогать преодолевать препятствия.
- Включение личностно – значимых ситуаций в деятельность детей; проводить игры на повышение самооценки, уверенности детей, игры на адекватное реагирование в житейских ситуациях, т.е. учить детей управлять своими эмоциями.
- Выработка единых требований к ребенку со стороны родителей и воспитателей.
- Проведение консультаций по ознакомлению с психологическими особенностями данного возраста, для выработки по отношению к ребенку адекватных требований.
В своей работе я использую разнообразные методы избавления детей от страхов. Предлагаю рассмотреть подробнее некоторые из них.
Методы избавления детей от страхов:
- Эмоциональное переключение (отвлечь ребенка от пугающей ситуации или объяснить суть происходящего, например: «Труба погудит и перестанет»);
- Эмоциональные качели (то зайти в темную комнату, то выйти из нее; подбрасывание ребенка вверх и т.д.);
- Эмоциональное заражение (удалить из окружения детей тревожных взрослых);
- Деятельностная терапия – занимать ребенка в течение дня какой- либо деятельностью, чтобы он вновь и вновь не возвращался к своим переживаниям.
- Куклотерапия – обыгрывание ситуации, пугающих ребенка с помощью кукол, герой сказки должен победить страшилище.
- Игровая терапия – поиграть в страх, где ребенок может расправиться со своим страшилищем.
- Манипулирование предметами страха – нарисовать маленькую собачку и вырезать ее из картона. Способность управлять пугающим объектом, держать его в руках поможет приобрести чувство превосходства и власти над ним.
- Рисование страхов – переживание страхов при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего влияния.
- Анатомирование страха – объяснение ребенку, что собой представляет пугающий объект.
Литература:
- Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е.С. Бабина // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 41 - 48.
- Борякова Н.Ю. Практикум по коррекционно – развивающим занятиям / Н.Ю. Борякова. – М.: Владос, 2009.
- Карелова И.М. Игровая досуговая программа: Думаем, проектируем, воплощаем / И.М. Карелова //Воспитание школьников.–2010-№3. – С.42 – 51.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2003.
- Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи / Е.В. Мазанова // Логопед в детском саду. – 2004. – № 1. С. 27 - 42.
- Широкова Г.А. , Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.