Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4041 Конспект занятия "Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе "Вода-волшебница"

Опубликовано 21.05.2018

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

«Вода - волшебница»

СКАЧАТЬ (с картинками)

 

                                       Воспитатель старшей группы 

                                        МКДОУ д/с № 1 «Синяя птица»

                   Абдусаламова М.А.

 

 г. Кизляр 2015 год

                             

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

«Вода - волшебница»

 

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

- Развивать речь, мышление, любознательность;

- Воспитывать экологическую культуру;

- Развивать умение делать выводы, умозаключения;

- Воспитывать аккуратность при работе.

 

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, кувшин с водой.

 

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы, игровые приемы

Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

 

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

 

                                                   Ход занятия

 

                                     I часть: Вводная

 

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Вот  я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте.

 

                             Я и туча, и туман,

                              Я ручей и океан,

                              Я летаю и бегу

                              И стеклянной быть могу

 

Дети:                                                                           (Вода)

 

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы будем говорить о воде.

 

Стихотворение про воду.

 

        Дети: 

Вода – источник жизни,

        Источник светлых дней.

        Взгляни безукоризненно

        В стремительный ручей.

         Напиться хочет каждый,

        Ты реки береги,

        Озёра, океаны

        И малые пруды.

 

Воспитатель:Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода?

Дети:Чтобы купаться, мыть руки, поливать огород, поить животных, пить, поливать цветы и т. д.

Воспитатель:Дети, как вы думаете, а что станет, если вода исчезнет на земле?

Дети:Все люди погибнут, погибнет всё живое, умрут все животные, высохнут все реки и моря, будет пустыня.

Воспитатель:Ребята, а всякую ли воду можно пить?

Дети:Нет, пить можно только пресную воду.

Воспитатель:Верно. Но, к сожалению, запасов пресной воды на нашей планете становится всё меньше.Как вы думаете, должны ли мы её беречь? Если да, то как?

Дети:Нужно закрывать краны, надо расходовать воду экономно, нельзя загрязнять реки, озёра, водоёмы, нельзя бросать мусор в воду, нельзя мыть велосипеды, машины возле водоёмов.

Воспитатель:А хотите больше узнать о воде? Мы  сегодня с вами станем исследователями. А вы знаете, кто такие исследователи?

Дети:Исследователи – это люди, которые изучают природу, всё, что нас окружает.

 

                                       II часть: Опыты

 

                                 Какой формы вода?

 

На столе лежит кубик и шарик.

Воспитатель: Какой формы эти предметы?

Дети:  Кубик, шарик.

Воспитатель: А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

 

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

                         Какого цвета вода?

 

Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.

Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода - прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

 

Вода – растворитель.

 

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.

Дети: Нет, вода безвкусная.

Воспитатель предлагает детям размешать в одном стакане сахар,  а в другом–соль. После растворения веществ, воспитатель предлагает попробовать снова воду на вкус.

Воспитатель: Что изменилось?

Дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Воспитатель:Вывод: своего вкуса у воды нет, но она приобретает вкус, когда в неё что-то добавить. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Дети:Растворились.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

 

Физкультминутка: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

 

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

 

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

 

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

 

Делать так руками нужно:

 

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

 

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

 

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

 

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

 

И отправились домой.

 

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.

Воспитатель: Что же мы видим?

Дети: Вода помутнела, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Воспитатель: Правильно, дети. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Воспитатель:  Ребята,а есть ли у воды запах?

Дети: Нет

 

Воспитатель предлагает размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предлагает понюхать воду.

Воспитатель: Ребята, а сейчас у воды есть запах?

Дети: У воды появился запах.

Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Воспитатель снова использует алгоритмы, символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

 

                                 Фильтрование воды.

 

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? Дети: Иванушка превратился в козлёнка.

Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?

Дети: Потому, что она грязная.

Воспитатель:  Правильно, потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

 

 

Итог занятия:

 

При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.