Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4526 Формирование пространственно- временных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова.

Опубликовано 18.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №21 «Малышок» г. Новоалтайска

 

«Формирование пространственно- временных представлений у младших дошкольников посредством художественного слова»

Составила: воспитатель второй младшей группы Демидова Ульяна Викторовна

 

 

       В настоящее время происходит переосмысление целей, роли и места дополнительного воспитания детей во всей системе отечественного образования и воспитания. Вопросам дошкольного образования детей, а именно раннему их развитию уделяется всё больше и больше внимания. Об этом свидетельствует появление таких наук, как теория и методика математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, методика развития детской речи, методика экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, музыкально-эстетическое развитие и другие.

                Раздел “Ориентировка во времени и пространстве” занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. В понятие пространственно-временная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося; понимании и различение определенных отрезков времени.

      Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изо деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь.

Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень неточна.

“Ориентировка в пространстве и времени - один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “Пространственно-временные представления, навыки ориентации” сугубо математические. Обратимся к исследованиям ученых - психологов и педагогов. Сквозная мысль: овладение пространственно-временным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности.

               В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Поэтому, перед педагогом стоит задача показать ребёнку, что такое время, как его определять, а также, научить его ориентироваться во времени, т.к. эти знания пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Формирование временных представлений у детей начинается позднее и имеет свою специфику. Освоение времени начинается через практическую деятельность детей. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность различных видов деятельности. В ходе деятельности на ребенка воздействует сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения играют второстепенную роль. Поэтому в ходе специального обучения нужно организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующие те или иные промежутки времени и их взаимосвязь, то есть время должно быть предметом специального внимания детей. В ходе такой деятельности создаются условия для формирования более четких представлений о времени.

Легче дается детям ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии. Ее формирование тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута). Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. В дошкольном учреждении основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности.

     Наибольший эффект формирования пространственно- временных представлений достигается при использовании детской литературы, при этом дошкольники лучше воспринимают материал в стихотворной форме, в форме сказок, поэтому далее раскроем понятие детской литературы и ее основных жанров.

Известные исследователи детской литературы, такие как И.Н.Арзамасцева, В.В.Гербова, Л.С.Кудрявцева и др., выделяют следующие жанры детской литературы: колыбельные песни, потешки, прибаутки, нелепицы, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки, заклички, русские народные песни, былины, сказки, басни.

·Колыбельные - это нежные, монотонные песни, необходимые для перехода ребенка из бодрствования в сон. Колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная любовь и забота матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду. Колыбельные поются детям с младенчества, они успокаивают ребенка, готовят его ко сну, например,

Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес-то спит,

И река-то спит,

Ходит сон

У окон,

Оле спать велит.

 

Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонацию родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.

·Потешки - развлекают, наставляют, дают простейшие знания о мире, несут первые сведения о множественности предметов, о счете. Они связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

 

·Прибаутки - небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное, для детей 5-7 летнего возраста.

 

·Нелепицы, перевертыши - вид прибаутки. Его еще называют «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, ребенок укрепляется в уже полеченном им правильном представлении о мире. Нелепицы используются в более старшем возрасте, когда ребенок начинает понимать юмор, это 5-6 лет.

·Считалки - веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап. Дети учат считалки для внесения порядка в игру и применяются уже с 4 лет.

 

Ясный месяц

И мышатки

По ночам

Играют

В прятки.

Месяц, месяц,

Выходи!

Я нашел,

А ты - води.

 

·Скороговорки - словесная игра, включающая в себя скопление труднопроизносимых слов, используем с 2-3 лет. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

·Дразнилки, приговорки, заклички - развлекательные песенки, служат развитию речи, сообразительности, внимания, самые простейшие применяются при обучении и воспитании 2-3 летних детей и старше.

 

Радуга-дуга,

Не дай нам дождя,

Дай красна солнышка

Около околицы!

 

·Русские народные песни - формируют у детей музыкальный слух, вкус к поэзии, любви к природе, родной земле. Используют с самого раннего детства. Например:

 

Масленица, Масленица!

Широкая Масленица!

Гостья нагостилась,

С зимушкой простилась,

С крыши капели,

Грачи прилетели,

Воробьи чирикают,

Они весну кликают.

Кончилось весельице!

Беритесь за дельце,

Готовьте сошеньку -

Выехать на пашенку!

 

·Сказки - вымышленное отображение мира в главных его основах, с 2 лет. Например, «Колобок», «Репка» и др.

Отдельно можно выделить обучающие книги для родителей, например, такие как серия обучающих книг для дошкольников «Первые уроки», «Мои первые книжки», «Читаем с мамой» и другие. Серия «Первые уроки» представляет собой книги, с комментариями для родителей. Знакомясь с книгами данной серии, ребенок в легкой и доступной форме получит знания, необходимые для гармоничного развития и для подготовки к школе. Книги серии разбиты на 4 возрастные группы. Материал в них даётся с учетом особенностей развития детей 3, 4, 5 и 6 лет. Во всех книгах серии «Первые уроки» есть рекомендации для родителей. Они помогут правильно организовать занятия с ребенком. В каждой книге есть картонный вкладыш с игрой или карточками для закрепления пройденного материала и лист с наклейками, которые помогут сделать занятия более интересными.

Из опыта работы педагогов были сделаны следующие выводы: При использовании на занятиях по формированию элементарных математических представлений художественного слова такого, как: стихи, сказки, считалки, загадки и др. дошкольники лучше усваивают материал., занятия по данной теме лучше проводить в рече- игровой форме, т.к. игра - ведущая деятельность дошкольников.

         Таким образом, по мнению педагогов использование детской литературы способствует лучшему усвоению детьми знаний о времени и пространстве, их свойствах, вносит разнообразие в привычный ход занятий и формирует у детей положительный настрой на занятийную деятельность.