Быкова Ирина Валентиновна
МКДОУ-детский сад № 44
Свердловская область
Учитель-логопед
НОД "Звук и буква А"
Занятие 1
Тема: Формирование представлений о звуках речи.
Звук и буква А.
Цели: Дать понятие звука речи, различать понятие звук и буква; выделять и четко произносить звук [а].
- развивать слуховое и зрительное внимание
- развивать компоненты речевой деятельности:
- Фонематических процессов
- Речевого дыхания
- Просодической стороны речи
- Основ звуко-буквенного анализа
- Словарного запаса
- Грамматического оформления речи
- Связной речи
Оборудование: плоскостная фигура Звукознайка, демонстрационные и разрезные азбуки; звуковые замки; символы (кружки) гласных и согласных звуков; рабочие тетради, красные карандаши. Демонстрационные таблицы о звуках и буквах.
Ход занятия.
Орг. Момент. Знакомство с кабинетом. Правила поведения в кабинете.
Постановка цели: - В гости пришел мальчик - житель страны Звукобуквии. Зовут его Звукознайкин. В его стране красивые замки Красный, Синий, Зеленый.
Кто еще живет вместе с Звукознайкиным? (звуки и буквы). Звуки и буквы - друзья Звукознайкины. Чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно научиться их различать.
- Что мы слышим?
- Что мы произносим (говорим)?
(звуки)
Вывод: Звуки мы слышим и произносим
- А что мы видим и читаем?
- Что мы пишем?
Буквы мы видим, читаем и пишем.
Показ букв.
- Что вы увидели? (буквы).
Знакомство с понятиями: “гласные звуки”
Слушание сказки.
В звонком городе, на певучей улице, в красном замке
Звуки жили гласные,
Песни пели разные
А О У Ы Э И
Вместе жили и давно дружили
Первым просыпалась А
А – а – а – вставать уже пора – а
Отвечал ему звук У
У – у – у – но я же не хочу – у
Вслед за ним стонал звук О
О – о – о – как рано – то еще о о!
Дальше ныл ленивый Ы
Разве были мы должны – ы ?
Вдруг ну как из-под земли
Появились Э и И
Э – э – просыпайтесь побыстрей!
Собирайтесь в путь скорей!
Чтобы было веселей, надо нам найти друзей
И И тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать
И с друзьями вместе будем
И песни петь, и играть.
Вывод: Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух во рту не встречает преграды, называются ГЛАСНЫМИ.
Согласные звуки.
Вновь отправимся в сказку. Посмотрите, в этом звонком городе есть синий и зеленый замки. Звуки речи звучат по разному.
Воздух во рту часто встречает преграды.
Произносим звуки [п] – губы; [в] – губы и зубы; [ш] – язычок.
Можно ли их петь?
Вывод: Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает преграду, называются СОГЛАСНЫМИ.
Проговорить стишок Звукознайкина.
Есть звуки гласные:
Голосистые, певучие.
Есть звуки согласные:
Шумные, скрипучие,
Рычащие, шипящие,
Жужжащие, свистящие,
Взрывные и стучащие.
Но всегда согласные
Верно дружат с гласными.
И тогда из наших ртов
Вылетает много слов.
Выделение звука [а].
Загадка: Посмотрите, что за птица:
Ноги тонки, клюв, как спица.
Подними глаза повыше –
Там гнездо ее на крыше
(АИСТ). А – а – а
Характеристика звука.
[а] – гласный, поется, рот открыт, произносим голосом.
(называем картинки: астра, апельсин, автобус)
Знакомство с буквой А.
Физ. минутка.
Пантомима “В саду” Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад пришли. Там собака Авва. Покажите, какая она сердитая.
А вот сторож – Антон. Мы улыбнемся ему. Покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. Вот слива айва. Сорвали – она кислая. А вот – антоновка.
Какие чудесные цветы на клумбе – астры.
Возвращаемся домой.
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу.
Топни правою ногой,
Топни левою ногой
Шагни правою ногой,
Шагни левою ногой.
Так и придете домой.
Работа в тетрадях. Упражняемся в ориентировке на листе.
Печатанье букв [ А] [ а ]
Узнавание буквы.
Ася, Оля, Ира, Галя, Юля.
Показать имя, в котором А стоит в начале; в конце; в середине.
Повторить поговорку.
Мал, да удал.
Итог.
- Что узнали нового. Какие бывают звуки речи?
С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему.
Д.з. Научиться печатать (рисовать) букву а.