Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4229 Методическое пособие по социально - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Опубликовано 22.08.2018

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

п.г.т. Уренгой Пуровского района


 

Методическое пособие

по социально-нравственному развитию

СКАЧАТЬ (полный материал)


   

                                                  Автор:

                                                                                         Влас Анна Ивановна

Воспитатель высшей категории

 

 

Содержание

1. Игры и  упражнения на развитие эмоционально - нравственной сферы…………………............................................................................................4

2.Драматизация лесных сказок ………………………………………………..10

3.Сказки о разных эмоциях и чувствах………………………………………..13

4. Список использованной и рекомендуемой литературы…………………..27

 

Методические рекомендации

 

 

В методическом пособии представлены игры и упражнения, и авторские сказки   направленные на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.       Предложенный материал развивает у детей умение различать и выделять эмоции и чувства, и их оттенки, называть и выражать их в речи, решать многообразные задачи коммуникативного развития, подсказывая пути выхода из сложных ситуаций.

Предлагаемое  методическое пособие позволяет организовать такую среду, в которой дети не просто изучали бы теоретические основы нравственности, но и проживали ситуации, требующие нравственного поведения. Пособие предназначено для воспитателей ДОУ, педагогов – психологов, родителей.

 

Цель методической разработки: развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств.

Задачи:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
  • формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
  • развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
  • формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

 

Ожидаемый результат

  • у детей повысится уровень знаний  нравственных норм, правил и ценностей.
  • дети приобретут позитивные навыки общения друг с другом, смогут самостоятельно договариваются о совместной работе, ее содержании.
  • научаться правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • дошкольники расширят  словарь словесной вежливости, смогут активно употреблять его в речи.

 

Игры и упражнения на развитие эмоционально - нравственной сферы

1. Упражнение «Комплименты».

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

2. Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: Упражнение направлено на снятие психического напряжения, обучающее ребенка регулировать свое эмоциональное состояние .Ход: Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комочек, чтобы согреться, задержать дыхание. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, разморило на солнце – расслабиться на выдохе.

 3.Игра «Передай настроение».

Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый, ведущий, «будит» своего соседа и показывает ему мимикой и жестами  какое-нибудь настроение: грустное, веселое, тоскливое и т.д. Дети, передав его  настроение по кругу, обсуждают, что  он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.

4. Игра «Волшебные очки».

Воспитатель торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя к каждому ребенку, воспитатель называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то быстро считает, кто-то на занятии себя хорошо ведет). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств, здесь не страшно, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

5. Игра «Добрые волшебники»

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

6. Игра «Общий круг»

Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть, и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас будет приветствовать своих товарищей.
Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий. Основная игровая задача - сосредоточить внимание на партнере. Однако, если кто-то захочет  что-то сказать другому, педагог не препятствует.

 

 

7. Игра «Найди пару».

Дети подыскивают себе пару по цвету глаз. Если задание вызовет у  кого-то затруднение, он может обратиться за помощью к товарищам или педагогу, может подойти с партнером к зеркалу и сравнить цвет глаз. Понятно, полного совпадения здесь быть не может. Задача, поставленная воспитателем перед детьми, состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство .Дальнейший ход игры: по предложению взрослого дети решают, что они будут делать вдвоем – играть, рисовать или заниматься конструированием.

8. Упражнение «Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На  вдох  делаем шаг вперед, на  выдох -  шаг назад. А теперь на  вдох делаем два шага вперед, на  выдох два  шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 9. Игра «Дракон кусает свой хвост».

Цель: сплочение группы. Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

10. Игра «Объятия».

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы

 Переносить обиды или разногласия. Я хочу. Чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает,  усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

- Понравилась ли тебе игра?

- Почему хорошо обнимать других детей?

- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

 11. Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры. Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля – стоя пред своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

  12. Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

13. Игра «Король»

Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения. Ход игры: Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?После выяснения мнения детей, воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т.п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.

Дальнейшее обсуждение:

- Как ты чувствовал себя, когда был королем?

- Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

- Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?

- Что ты чувствовал, когда был слугой?

- Легко ли было тебе выполнять желания короля?

- Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем?

-Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

 14. Игра «Страшные сказки».

Цель: развитие смелости, уверенности в себе, снятие тревоги, объединение группы. Ход игры. В группе гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

 Игра «Ассоциации».

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изображать человека. Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.