Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4648 Конспект занятия по развитию грамматического строя речи в старшей группе на тему "Поможем Лесовичку".

Опубликовано 11.12.2018

МБДОУ№ 168 «Детский сад комбинированного вида»

 

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема «Поможем Лесовичку»

 

Выполнила:

Воспитатель Сазонова В.В.

 

Кемерово 2018

 

Занятие по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет

«Поможем Лесовичку»

Программные задачи:

— совершенствовать грамматический строй речи старших дошкольников;

— формировать умение образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь;

— совершенствовать умения составлять предложение с предлогами на, над, за, перед, между, около, подбирать антонимы к глаголам, согласовывать существительные с числительными в роде, числе;

— обогащать активный словарь глаголами; развивать зрительное восприятие;

— воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность.

Материал и оборудование: костюм Лесовичка для взрослого, карточки на клейкой основе с изображением птиц, макеты деревьев: летнего (с зелёными листьями) и зимнего (покрытого снегом), мяч, куб со схемами предлогов, макет окна, мольберт.

Силуэты птиц (радостной и грустной), по количеству детей: конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках, конверт с головоломкой с изображением птицы, лента с птицей-оригами, макет дерева, бумажная птица, фишки — «зёрнышки», аудиозапись песни «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова).

 

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель Живёт в лесу Лесовичок,

Очень мудрый старичок,

Он командует всем лесом

С величайшим интересом.

Все дедулю уважают:

Белки шишки собирают,

Зайцы овощи сажают,

Пчёлки мёдик добывают,

Волки домик охраняют.

Так бежит за годом год,

Лесовик в лесу живёт.

Е. Бессараб (перераб.)

Под песню «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова) входит Лесовичок.

Лесовичок. Вспомнили вы про меня, ребята, и я сразу пришёл к вам в гости. Здравствуйте.

Дети. Здравствуй, Лесовичок.

Воспитатель Что случилось, почему ты такой пе-чальный?

Лесовичок. Ребята, беда… У нас в лесу пропали все птицы.

Воспитатель Разве могли все птицы пропасть? Что случилось, как вы думаете, ребята?

Дети. Улетели в тёплые края. Остались зимующие.

Лесовичок. И зимующих нигде нет! Ох, наверное, эти озорницы решили поиграть со мной в прятки: каждая птица оставила задание, выполнив которое, её можно найти. Но я уже слишком стар, мне с ними играть тяжело.

Воспитатель Ребята, давайте поможем Лесо-вичку.

Игра «Птицы перелётные и зимующие»

Цель: активизация представлений детей о перелётных и зимующих птицах.

Детям предлагают карточки на клейкой основе с изображениями птиц. Необходимо назвать их и рассадить на деревья: перелётных на то, где зеленеют листья (летнее), зимующих — на покрытое снегом (зимнее).

Лесовичок. Молодцы! Чтобы найти остальных птиц, нам необходимо помочь им взлететь.

Дыхательная гимнастика «Птицы»

Цель: формирование плавной воздушной струи, выработка речевого дыхания.

Каждый ребёнок держит ленту с птицей-оригами. Предлагается подуть на неё, чтобы она взлетела.

И.п. — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища;

1 — поднять руку с лентой вверх — вдох;

2 — задержать дыхание на один счёт;

3 — следя, чтобы щёки не надувались, сделать протяжный выдох [п-ф-ф-ф-с-с-с-с] на птицу так, чтобы она «взлетела»;

4 — опустить руку, расслабиться, ленту с птицей взять в другую руку. (Повторить 2—3 раза.)

Лесовичок. Как хорошо наши птицы взлетели!

 Игра «Куда птица полетела?»

Цель: формирование умения составлять предложение с предлогами на, под, за, перед, между, около.

Детям предлагается рассказать, куда полетела или села птица, глядя на куб со схемами предлогов. Дети по очереди бросают куб и, глядя на схему-подсказку, которая выпадет, составляют предложение с предлогами:

— Птица села на дерево.

— Птица летит около дерева.

— Птица летит между деревьями.

— Птица спряталась за деревом. И т.д.

Лесовичок. Молодцы, справились с заданием.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: формирование умения подбирать антонимы к глаголам.

Лесовичок называет действие и по очереди бросает мяч детям, стоящим в кругу. Тот, кто поймал мяч, называет глагол-антоним:

Одеть — … (раздеть).

Поднять — … (опустить).

Бежать — … (стоять).

Радовать — … (огорчать).

Молчать — … (говорить).

Ругать — … (хвалить). И т.д.

Физкультминутка «Воробей»

Скачет шустрый воробей,

(Прыгают на месте.)

Ему на месте не сидится,

(Прыгают на левой ноге на месте.)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыгают на правой ноге на месте.)

Завертелся, как волчок.

(Кружатся на месте.)

Вот присел он на минутку,

(Приседают.)

Почесал он клювом грудку,

(Встают, наклоны головы вправо-влево.)

И с дорожки на плетень,

(Прыгают на левой ноге на месте.)

Тири-тири,

(Прыгают на правой ноге на месте.)

Тень-тень-тень! 

(Прыгают на двух ногах на месте.)

А. Барто (перераб.)

Игра «Доскажи словечко»

Цель: формирование у детей старшей группы умения образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь.

Перед каждым ребёнком стоит макет дерева и бумажная птица, дети слышат начало предложения, продолжая его, произносят глагол и выполняют действие с птицей.

 Сидела птица на земле.

И вдруг птица с земли — … (взлетела).

К дереву — … (подлетела).

Вокруг дерева — … (облетела).

До дерева — … (долетела).

На ветку дерева — … (прилетела).

С ветки на ветку — … (перелетела).

Опять вокруг дерева — … (облетела).

От дерева — … (отлетела).

Чего-то испугалась и — … (улетела).

Лесовичок. Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Игра «За окном»

Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными.

На мольберте расположен макет окна. У детей на столах лежат конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках. Детям поочерёдно предлагают назвать и сосчитать птиц, которые лежат в конверте, а затем расположить их в окне.

Дети прикрепляют карточки с изображением птиц к макету окна и определяют их количество. Например: «Я вижу за окном пять ворон, двух синиц, трёх дятлов, одного голубя». И т.д.

Зрительная гимнастика

Цель: снятие нарастающего утомления глаз, укрепление глазных мышц и устранение напряжения.

Небо синее вокруг.

Стая птиц летит на юг.

(Круговые движения глазами в одну сторону.)

 

Чтоб скорей им прилетать,

Будем крыльями махать.

(Круговые движения глазами в другую сторону.)

Взмахнули правым крылом,

(Глаза вправо.)

Взмахнули левым крылом,

(Глаза влево.)

Взмахнули правым крылом,

(Из левого угла в правый угол.)

Взмахнули левым крылом.

(Из правого угла в левый угол.)

Игра «Сложи птицу»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

На столах лежат конверты с головоломками, которые детям предлагается сложить. У каждого ребёнка открывается изображение птицы.

Лесовичок. Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне вернуть в наш лес птиц. Пойду их угощу, чтобы больше не прятались от меня. Всем до свидания, приходите в гости.

Воспитатель Молодцы, ребята. Вам понравилось помогать Лесовичку? Какое задание вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (Детям предлагают «покормить птиц»: если занятие понравилось, положить фишку — «зёрнышко» к силуэту радостной птички, не понравилось — к силуэту грустной.)