Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4686 Доклад на тему: "Преемственность дошкольной и школьной логопедических служб"

Опубликовано 19.12.2018

Новоселова Елена Георгиевна
МБДОУ "БЦРР детский сад "Журавушка",
Алтайский край, р.п.Благовещенка
учитель-логопед
Доклад на тему: "Преемственность дошкольной и школьной логопедических служб"

СКАЧАТЬ (презентация)

 

РМО ДОУ.

Тема: Преемственность дошкольной и школьной логопедических служб.

Слайд 1 Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

Слайд 2 На первом месте стоят нарушения чтения (дислалия) и письма (дисграфия). Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. В первом классе ошибки при письме смешат и умиляют родителей своей нестандартностью, но уже к третьему классу положение становится тревожным. И в чтении, и на письме ребёнок часто ошибается, пропускает или неправильно читает и пишет слова, заменяет одну букву другой, переставляет буквы и слоги. Это явление далеко не случайное.

Слайд 3 Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли, лишённая логики речь, безграмотное письмо — все это признаки дисграфии и дислексии.

И так, рассмотрим основные причины дисграфии и дислексии:

  • Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма – минимальная мозговая дисфункция (ММД) родовые травмы;
  • Запаздывание созревания этих систем мозга или  нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;
  • Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).
  • Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.
  • Леворукость (особенно переученная).

Слайд 4 Предлагаем Вашему вниманию рассмотреть, какие же бывают виды   дислексии и  дисграфии и приёмы их коррекции.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая – недоразвитие функций фонематической системы. Ребенок смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
  2. Семантическая – нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
  3. Аграмматическая – изменение падежных окончаний и числа существительных (« у товарищах»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
  4. Оптическая – трудности усвоения и в смешениях сходных графических букв (В-З, Т-Г, Р-Ь, П-Н-И).
  5. Мнестическая – трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.  

Слайд 5 Виды дисграфии:

Слайд 6 1.Акустическая дисграфия – замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш  и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.) аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Ш, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С и т.д.) также проявляется в неправильном обозночении мягкость согласных на письме: («писмо», «лубит», «больит» и т.д.).

Слайд 7 2.Артикуляторно-акустическая дисграфия – ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

Слайд 8 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - наблюдается нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слов – на слоги и звуки. Проявляется в следующем:

-Пропуски гласных и согласных

-Перестановка и добавление букв

-Пропуски, добавление и перестановка слогов

-Слитное и раздельное написание слов

-Слитное написание предлогов с другими словами

-Раздельное написание приставки и корня

Слайд 9 4.Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «весёлые день» и т.д.)

Слайд 10 5.Оптическая дисграфия  - недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

 

Слайд 11 Таким образом, выявление причин и коррекция нарушения письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста являются весьма актуальными. Профилактическая работа по предупреждению нарушений устной и письменной речи необходима в дошкольном возрасте, особенно у детей с речевыми нарушениями. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.  Первичная профилактика дислексии и дисграфии заключается в устранении основных этиологических факторов. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего.

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Это тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений более четко представить трудности, возникающие у детей в процессе обучения в школе, познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, так же поможет  целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. 

Слайд 12  На протяжении всего учебного года мною велась работа по профилактике дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях учитывались физические и психологические особенности детей. Задания и игры необходимые для профилактики нарушения чтения и письма мы придумывали вместе с ребятами. Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом.  

Слайд 13 Для развития моторики пальцев рук мы использовали: альбомы для раскрашивания, для снятия напряжения пальцев, во время печатания (обводили контур буквы, выполняли штриховки, выкладывали печатные буквы из разных элементов: палочек, Слайд 14 и 15 шнурка, пластилина), Слайд 16 использовали мозаику, спички, пуговицы.

Слайд 17 Пальчиковая разминка,  самомассаж с ручкой, когда ручку катают между ладонями и пальчиковые упражнения с ручкой. Вот одно из них: ручка просунута под указательным пальцем и мизинцем, безымянный и средний пальцы ходят по столу.

Слайд 18   В структуру занятия мною  были включены упражнения для одновременного развития мелкой моторики и движения языка. Например, имитация ходьбы пальчиков - указательного и среднего - сопровождается движениями языка: вверх-вниз. Для детей это трудно. Из 12 человек лишь 2- 3 могут после нескольких занятий воспроизвести точно эти движения. Детям трудно одновременно контролировать движения пальцев рук и языка. Упражнения проводили в определенной последовательности: сначала по словесной инструкции с показом, потом только по словесной инструкции. Для развития кинестетических ощущений детям было предложено выполнить эти упражнения с закрытыми глазами.

Слайд 19  Так же мы использовали  звуковые игры. Например, соревнование: кто придумает больше слов на «П». Дети любят играть в города. Предварительно, чтобы накопить запас названий городов, ребята «путешествовали по карте».  То есть мы сами создаём предпосылки для того, чтобы дети проявили интерес к звукам речи.

Слайд 20  Все перечисленные упражнения не только способствуют совершенствованию статической и динамической координации движения кисти и пальцев рук, но и активизируют речевую моторику, подготавливают детей к овладению грамотой и помогают в предупреждении специфических нарушений письма и чтения.