Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4712 Развитие речи ребенка в условиях семьи

Опубликовано 29.12.2018

Федоскина Надежда Егоровна
МБДОУ №56, Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий
Воспитатель

Развитие речи ребенка в условиях семьи

 

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает, когда ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением.

На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Поэтому, ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. А между тем, в формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. Не случайно, вопрос вовлечения родителей в образовательный процесс отражен в ФГОС ДО.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Важно помнить и то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под  детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания (ляля, бибика и т.д.) Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет и т.д.) Тогда малыш получит не только правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

 В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал.

Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию речи:

- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

 - рассказывать о своей работе;

 - показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах.

 - рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;

 - ходить с детьми на экскурсии;

 - объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

 - собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

 - заучивать с ребенком стихотворения и т.д.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

 Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Список литературы:

Гризик Т.,Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет

Тихеева Е.И. Развитие речи детей