Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3657 «Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР, как способ оптимизации процесса коррекции речи».

Опубликовано 20.02.2018

Расторгуева Марина Александровна
ГБОУ СОШ №1 "Образовательный центр" СП Д/С "Радуга" с. Сергиевск
Старший воспитатель

 

«Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР, как способ оптимизации процесса коррекции речи».

 

На базе структурного подразделения детский сад «Радуга» с 2016 года осуществляет деятельность Опорная площадка «Использование инновационных технологий воспитания, социализации и обучения в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Цель работы опорной площадки была направлена на использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОНР, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации  детей.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями   используются гибкие  формы психотерапевтической работы. Педагоги стараются создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психологической коррекции. Обобщая опыт педагогов детского сада, изучая педагогическую литературу, мы пришли  к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции эмоциональной сферы, способным помочь  детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, является использование различных педагогических технологий.

 Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии 

Применение инновационных технологий в педагогическом процессе  способствует  наиболее полному  раскрытию  внутреннего потенциала  возможностей  каждого ребенка с ограниченными возможностями,  развивает ценные социальные и коммуникативные  навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей данной категории к обучению в школе.

В основе всех технологий стоит игра.

Функции игры:

 - развлекательная;

- коммуникативная;

- самореализации;

- игротерапевтическая;

- диагностическая;

- коррекционная;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция социализации. 

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать:

соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития; учет структуры дефекта;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности;

использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность. 

В результате созданных в детском саду оптимальных условий для коррекции и развития  детей с ограниченными возможностями, правильно построенного образовательного и воспитательного процесса, а также знание и умелое применение новейших  технологий, педагоги эффективно корректируют недостатки и формируют психологический базис  для полноценного развития личности ребенка.  При организации комплексного и системного  обучения  дети с задержкой развития  усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям  относительную независимость и максимально возмож­ную самостоятельность в окружающем их мире.

       Коррекционно-развивающая работа по развитию речи проводится на основе рабочих адаптированных программ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, индивидуальных программ развития и направлена на решение задач по максимальной коррекции выявленных проблем в речевом развитии воспитанников. Реализация задач в области речевого развития происходит через интеграцию образовательных областей, которая способствовует оптимизации коррекционного и воспитательно-образовательного процесса.

В работе с детьми с ОВЗ педагоги используют информационно- коммуникативные технологии: мультимедийные презентации, компьютерную программу «Учимся говорить правильно», мультимедийные игры (некоторые созданы самими специалистами и воспитателями), ТРИЗ- технологии, интерактивные онлайн-игры портала «Мерсибо».

В процессе игры происходит общение с педагогом, развивается, прежде всего, речь, а также психические процессы. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.  Воспитанники легко осваивают игры, учатся доводить их до конца, возвращаясь к играм, закрепляют полученные умения и навыки. Интерактивные игры поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.  К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.

Использование Лэпбукана занятиях с детьми позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение Лэпбука направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Лэпбук предполагает самостоятельный выбор ребенком интересующей его деятельности. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.  Лэпбук с одной стороны, призван привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Созданные учителем- логопедомЛэпбуки направлены на развитие у детей словаря, лексико-грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики.

Одной из форм работы с детьми является экспериментальная деятельность детей. В процессе экспериментирования пополняется словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами. Совершенствуются и координируются движения пальцев и кистей рук, что имеет влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти.

На окружном методическом объединении, проходившем на базе детского сада  по теме: «Использование инновационных технологий воспитания, социализации и обучения в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР» педагоги представили ряд мероприятий (интегрированные, подгрупповые и индивидуальные занятия) с использованием различных игровых технологий.

      С целью распространения опыта работы учитель – логопед  опубликовала методическую разработку Родительского собрания: викторина: «Говорим правильно» в педагогическом сборнике «Дошкольное образование: опыт, состояние и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции» Чебоксары: ИП Васильев М.А., образовательный центр Градиент+ .

       Согласно плану, разработанному в начале учебного года, осуществляли  сотрудничество с родителями, с целью повышении их педагогической компетентности и повышения результативности речевого развития воспитанников.

        Использовали в работе разные формы взаимодействия, но наиболее эффективными оказались мастер-классы, семинары-практикумы, в процессе которых родители упражнялись  в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, звуковом анализе слов, развитии мелкой моторики, которые  они  могут выполнять с детьми дома.

  В детском саду был проведен «День открытых дверей», во время  которого родители на практике увидели методы и приемы развития и воспитания,  применяемые педагогами в работе с детьми, которые они могут  вносить  в семейное воспитание. Размещённые на сайте детского сада «Рекомендованные домашние задания для детей 5-6 лет с ОНР по лексическим темам недели», оказывали действенную помощь родителям при закреплении с детьми полученных знаний.

С целью повышения результативности в работе с детьми осуществляли тесную взаимосвязь с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Это отражалась в таких формах работы как консультации, совместные беседы по подведению итогов коррекционно - развивающей работы. Педагоги систематически получали информацию об успехах и неудачах детей, совместно с ними мы искали пути решения возникающих проблем в  развитии воспитанников.