Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4170 Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Опубликовано 31.07.2018

Андрецова Наталья Юрьевна

МБДОУ №48, Кемеровская область., г. Ленинск-Кузнецкий

Воспитатель

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры

 Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Чтобы будущее было светлее и добрее, необходимо чтобы родители и воспитатели были заинтересованы в нравственном воспитании своих детей. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к животным, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. Нравственное воспитание, является одним из актуальных вопросов общественного развития, а в современных условиях оно приобретает общественное значение. В решение данного вопроса также входит и развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка. В рамках решения этих задач педагогу необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Одним из наиболее эффективных способов научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным, развить мыслительные умения, эмоциональную сферу, коммуникативные и нравственные качества. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.» Н. К. Крупская. Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. У детей к 3 годам формируется доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, уважение и любовь к семье, бережное отношение к вещам, совершенствуются культурно гигиенические навыки. В 3 летнем возрасте воспитатель формирует у детей положительное отношение к себе. Через сюжетно-ролевую игру педагог в сюжетно-ролевой игре дети учатся общаться с воспитателем и друг с другом. Сюжетно ролевая игра даёт возможность для формирования гуманных чувств, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. «Больница», «Дом», «Парикмахерская», игры со строительным материалом. В игре ребёнок расширяет кругозор, воспитывает целеустремлённость, самостоятельность, доброе отношение друг к другу. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты: Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений). Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых. На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры. В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

 2. Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта: - познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка; - воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д. Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима. Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы. Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно - ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника. Используя различные игры можно решить задачи нравственного воспитания детей, создавая необходимую основу для дальнейшего формирования навыков культурного поведения, добрых чувств и отношений к взрослым и сверстникам.