МК ДОУ «Детский сад №137»
Проект
«В гостях у сказки»
для детей старшей группы
Выполнили:
Краутер И. С.
Хлопотова С.В.
г. Новокузнецк
2017-2018 год
Проект: «В гостях у сказки»
Тип проекта: творческий, игровой
Возрастная группа: 5-6 лет.
Участники проекта: дети группы № 3; воспитатели группы Краутер Ирина Сергеевна, Хлопотова Светлана Владимировна, родители.
Место реализации: МК ДОУ « Детский сад № 137»
Длительность: 2016 – 2017 гг.
Вид проекта: групповой
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Гипотеза.
- Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
- Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению разработан проект, развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.
В рамках этого проекта у детей формируются навыки самостоятельности, активности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла. Эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника. Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Цели:
- Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
- Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
- Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
- Организовывать в семье совместную творческую деятельность.
- Создавать условия для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развития коммуникативных способностей, становления гармоничных отношений между детьми.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
- Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный) ; совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
- Расширять и уточнять знания о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.
- Дать детям представление о технологии производства книги.
- Пополнить знания детей о профессиях: писателей, художников – оформителей, типографических рабочих, библиотекаря.
- Познакомить детей с понятиями: «библиотека», «типография».
- Дать детям представление о многообразии книг, представленных в библиотеке.
Воспитательные:
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствия к героям сказки, а также желание и потребность читать книги и бережно относится к ним.
- Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие:
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
- Развивать стремление общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение и давать оценку прочитанному.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
10.Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Предполагаемый результат:
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Воспитывать чувство патриотизма, потребности самоотверженного служения на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
- Ответственное отношение за свои дела и поступки.
Этапы проекта:
- 1. Подготовительный
- Изучение методической литературы.
- Проведение опроса родителей.
- Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Обсуждение проекта с детьми и родителями.
- Создание условий для чтения художественной литературы и
театрализации.
- Подбор методической и художественной детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.
2. Реализация проекта
- Работа по плану с детьми, родителями.
- Слушание и пересказ сказок, беседы
- Показ спектаклей и сказок
- Продуктивная деятельность детей.
- Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
- Подготовка сообщения для родителей.
Взаимодействие с детьми
Познавательное развитие
Беседа «История возникновения книги».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения книги. Дать детям представление, о том, как появились книги.
Познакомить с появлением первой книги.
Беседа: «Какие бывают книги»
Цель: Знакомить детей с разными видами книг и сказок. Воспитание бережного отношения к книгам, любовь к сказкам.
Дидактические игры: «Про сказки» и др.
Рассматривание иллюстраций по сказкам.
Занятие «Откуда пришла книга».
Цель: Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к книгам нужно относиться бережно, чтобы книги жили как можно дольше.
НОД: «Путешествие в страну сказок», и др.
Чтение художественной литературы отрывок из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи», «Коротышки из цветочного города».
Цель: Формировать способность понимать поведение героев, сопереживать им. Развивать у детей литературные предпочтения.
Совместная экскурсия в библиотеку.
Цель: Познакомить детей с понятием «Библиотека» и профессией
«библиотекарь». Пополнить знания о древней письменности. Дать детям представление о многообразии книг. Подвести детей к необходимости брать и читать книги из библиотеки.
Показ слайдов «Как выглядели древние книги».
Цель: Познакомить детей с древними книгами. Формировать интерес и значимость книги.
Художественно–эстетическое развитие
Лепка: «Мой любимый сказочный герой» и др.
Рисование «Нарисуем сказку» и др.
Создание собственной книги: «Мир животных», «Любимая сказка» и др.
Цель: Развивать творческое мышление у детей, навыки конструирования. Развивать познавательную деятельность. Развивать воображение и фантазию в создании книги на любую тематику.
Разукрашивание картинок по сказкам. Прослушивание сказок в аудиозаписи. Просмотр мультфильмов по сказкам.
Социально –коммуникативное развитие
Помощь воспитателю в ремонте книг. Создание уголка «Книжкина больница».
Цель: Привлечь внимание у детей по ремонту старых книг, привести их в надлежащий вид. Прививать трудолюбие и учить заботится о книгах. Изготовление масок для игр – драматизаций.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: сказки, потешки … Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» …. Отгадывание загадок.
Физическое развитие
Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся», «Иван – Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка» и др.
Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки». Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока» и др.
Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору»,
«Зайка беленький сидит» и др.
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей «Выбираем сказку по возрасту». Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка» и др.
3. Итоговый
- Родительское собрание: «В гостях у сказки»
- Оформление фотовыставки по материалам проекта.
- Выставка рисунков, поделок.
- Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
- Инсценировка сказок: «Заюшкина избушка» и др.
- Презентация проекта в форме детско-родительского досуга на тему
«Путешествие по сказке».
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Формы организации детей по ознакомлению со сказкой:
- использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
- организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр - путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
- широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
- включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
- использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
- включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Ожидаемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
- развитие интереса к сказкам;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- содействие творческому развитию детей.
В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
Информационные источники:
- Т.И.Тарабарина « Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». 1996г.
- С.И.Семенака. «Уроки добра». М.2002г. 3.Т.А.Шорыгина «Понятные сказки». М.2015г.
- Т.А.Шорыгина «Мудрые сказки». М.2015г.
- Т.А.Шорыгина «Добрые сказки». М.2015г.
- И.Б.Кочанская «Полезные сказки». М. 2015г.
- Л.Б.Фесюкова «Воспитываем и учим». Харьков. 2008г.
- Г.А.Лапшина «Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста». Волгоград. 2006г.
- О.Р.Меремьянина «Познавательно – игровые занятия». Волгоград. 2012г.
- Л.К.Санкина «Познание предметного мира». Волгоград. 2009г.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». 2007г.
- Т.А.Шорыгина. «Стихи и сказки о родной природе». М.2006г.
Пути реализации проекта |
|
Содержание работы с детьми |
Взаимодействие с родителями |
- Беседа «Что такое сказка?», «Как появилась книга», .
- Экскурсия в библиотеку.
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Библиотека».
- Чтение разных сказок.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление и рассказывание сказок собственного сочинения.
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
Например: рисование «Моя любимая сказка», аппликация «На поляне сказок») по темам сказок, изучаемых в группе.
- Дидактические игры, настольно-печатные.
Например: «В мире сказок», «Лото».
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. - Загадки о сказках, героях сказок. - Организация образовательной деятельности с детьми и ро-дителями. - Викторина по сказкам . - Праздники и развлечения по сказкам или с участием героев знакомых сказок.
|
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- Организация выставки поделок, рисунков.
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
- Участие в совместных с детьми мероприятиях.
- Консультация для родителей «Что читать детям».
- Родительское собрание «Книга в жизни ребенка». |
«Живые книги» А. Лопатина
Наша бабушка Ирина, так звали старенькую библиотекаршу посетители библиотеки. Все любили бабушку Ирину, а больше всех ее любили книги. Они не говорили ей о своей любви, но бабушка Ирина догадывалась об этом без слов.
Здравствуйте, мои родные, — здоровалась она со всеми обитателями библиотеки.
Что ты так шумишь? — спрашивала она, снимая С полки популярный детектив с разорванной обложкой. — Жалуешься, что тебя читатели чуть не разорили? Ничего, мы тебя полечим, и ты снова будешь удивлять всех своими жуткими тайнами.
—Ах ты, моя сказочная умница, — ласково обращалась бабушка Ирина к книге сказок, — давай-ка я тебя поставлю на выставку «Здравствуй сказка», по¬ учишь наших деток мудрости. Не горюй, что твое название от старости почти стерлось, ты у нас все равно самая молодая — ведь сказки никогда не старятся.
Так разговаривала бабушка Ирина с книгами, и они ее прекрасно понимали. Бабушка Ирина любила все книги без исключения. Она не только подклеивала порванные страницы и корешки, составляла каталоги и следила за порядком на полках. Частенько, когда библиотека уже закрывалась, она снимала с полок книги, которые почему-то не пользовались спросом, и читана их.
—Им так грустно, беднягам, если их никто не читает, — застенчиво объясняла она коллегам, а те в ответ лишь посмеивались или недоуменно пожимали плечами.
Зато во всей библиотеке никто лучше бабушки Ирины и не знал, о чем говорится в той или иной книге, и не мог лучше нее сделать подборку книг по теме. Бабушка Ирина любила не только книги. Еще больше она любила читателей, особенно самых маленьких. Сердце ее радостно билось, когда какой-нибудь мальчуган нерешительно заглядывал в дверь библиотеки, и она всегда торопилась ему навстречу:
—Здравствуй, дружок. Ты молодец, что зашел к нам — здесь у нас столько всего интересного, — приветствовала она маленького посетителя. При этом глаза ее лучились такой радостью, что мальчишка сразу переставал робеть и деловито спрашивал:А фотографии самолетов у вас есть?
Словом, бабушка Ирина была душой и сердцем библиотеки. Но однажды сердце это решили отправить на покой. Из центрального библиотечного управления пришел приказ, что все работники городских библиотек старше такого-то возраста должны освободить рабочие места для молодых и отдыхать себе спокойно на пенсии. А бабушка Ирина была намного старше указанного в приказе возраста.
Все были возмущены таким несправедливым приказом, но бабушка Ирина, улыбнувшись, сказала: Не волнуйтесь, дорогие, я к вам буду приходить в гости. И вечера«Встреча с книгой» по-прежнему буду вести. Это даже хорошо, что так все получилось. Теперь я смогу больше времени уделять своей домашней библиотеке.
Надо сказать, что у бабушки Ирины в квартире была огромная домашняя библиотека, которой пользовались жители всех окружающих домов. Когда бабушка Ирина была на работе, она оставляла ключ от комнаты с книгами молодой студентке Лиде, обожавшей книги не меньше, чем сама бабушка. И девушка становилась хозяйкой в ее библиотеке.
Увидев, что бабушка Ирина совсем не расстроилась, работники библиотеки успокоились и разошлись по домам.
Все успокоились, но только не книги. Они страшно разволновались, и как только библиотека закрылась, подняли невообразимый шум.
— Кто теперь будет ласково разговаривать с нами!? — восклицали одни. И о нас совсем позабудут! - жаловались другие, те, которые читала одна старенькая библиотекарша.
И кто будет рассказывать всем о том, что мы самые мудрые? - вздыхали книги сказок.
Книги жаловались и охали, пока одна из книг — о каком-то важном генерале, выигравшем много сражений, не приказала громким командным голосом:
— Тихо, успокойтесь, мы должны выработать план.
Объединившись и действуя по плану, мы обязательно добьемся, чтобы бабушка Ирина никогда не ушла из нашей библиотеки.
И книги дружно принялись разрабатывать план. Каких только предложений не было в этом плане: от имени всех книг написать письмо в центральное библиотечное управление; переселиться всем в квартиру бабушки Ирины и даже с помощью живой воды вернуть бабушке Ирине молодость.
Выслушав все предложения, книга о генерале решительно произнесла пункты боевого плана: Волшебники из книги сказок оживляют всех книжных героев; Герои книг разбирают библиотеку по кирпичику, грузят все кранами на машины и вместе с разобранной библиотекой переезжают к дому бабушки Ирины; Во дворе ее дома они стремительными темпами строят новую библиотеку; С помощью живой воды они дарят бабушке Ирине бессмертие и просят ее вечно заведовать новой библиотекой.
В этот момент дверь библиотеки открылась, и в нее вошли бабушка Ирина и ее молодая соседка Лида.
— Добрый вечер, мои дорогие, — как всегда, ласково приветствовала бабушка Ирина книги, — я приведу к нам свою лучшую подругу — студентку Лиду. Вечером в библиотеке никого нет, вот я и решила познакомить ее с вами.
Книги с любопытством разглядывали девушку, а бабушка Ирина неторопливо начала рассказывать ей о каждой из них. Слушая бабушку, Лида ласково проводила кончиками пальцев по корешкам книг, как бы стараясь запомнить их получше, и книгам это было очень приятно.
Когда уже совсем стемнело, и бабушка Ирина и Лида собрались уходить, из книги волшебных сказок неожиданно выпорхнула маленькая Фея.
Увидев Фею, бабушка Ирина совсем не удивилась и сразу ее узнала: она очень любила сказку, в которой жила Фея, и помнила ее наизусть. Слегка смущаясь и робея, Фея рассказала бабушке Ирине про план, который придумали книги. Старушка долго смеялась, а потом серьезно сказала: Я вам очень благодарна, мои дорогие, но думаю, не стоит переносить библиотеку на новое место: наши читатели привыкли к старому, и им это может не понравиться. Лида будет заботиться о вас не меньше, и вы даже не почувствуете разлуку.
Бабушка Ирина ласково посмотрела на книги и добавила:
— Да я и не прощаюсь с вами. Завтра на нашу «Встречу с книгой» придут самые маленькие читатели, и мы с Лидой будем принимать гостей.
Тогда маленькая Фея протянула бабушке Ирине свою волшебную палочку и попросила:
— Тогда примите от всех нас в подарок вот эту палочку. Стоит лишь прикоснуться волшебной палочкой к книге, как она сразу же оживет, и сама расскажет нам о себе. Это очень удобно, когда вы совсем состаритесь и не сможете читать.
На следующий день на вечере «Встреча с книгой» маленькие читатели с восхищением наблюдали за старенькой библиотекаршей. Подобно настоящей волшебнице она прикасалась к книгам своей волшебной палочкой, и ожившие герои сами рассказывали малышам удивительные сказки и истории.