Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4100 «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»

Опубликовано 13.06.2018

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 4 «Колобок» г.Ртищево Саратовской области»


Обмен опыта на тему:
« Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»


Подготовила:
Демьянова Ю.С.


2018г.


«Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»
В окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зелёной вязь
И небо голубое.
В окно смотрели двое.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с такими проблемами,  современных дошкольников :
-монологическая речь плохо развита;
-небольшой опыт рассказывания текстов;
-недостаточно активный словарь;
-дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Общение носит формальный характер, многие высказывания взрослого не вызывают реакции ребёнка, что препятствует успешному развитию диалогической речи.
Слайд 4
Как уже сказала выше, ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми младшего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели остановила свой выбор на ТРИЗ технологии-педагогики Генриха Сауловича  Альтшуллера.
Немного из истории. В 1982г была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах. В 1987г. ТРИЗ случайно ( семинар для инженерно – технических работников проводился на базе детского сада)  приходит в детский сад. Так ТРИЗ впервые нашёл применение в детском саду в 1987г. в городе Находка.
Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательных Задач.
Основная цель ТРИЗ- технологии- это не сообщение новых знаний, а обучение способом самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.
Слайд 5
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
• Принцип открытости —нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Слайд 6
От принципов перейдём к методам технологии ТРИЗ:
-обучение детей творческому рассказыванию по картине;
-работа с противоречием;
-обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;
-обучение детей созданию образных характеристик объектов;
-обучение детей сочинительству и словотворчеству;
-обучение детей составлению текстов сказочного содержания;
Формируя активную речь малышей, в своей группе я использую элементы ТРИЗ во всех видах деятельности. В режимных моментах, на прогулке, при умывании использую прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваю детей: «Если Оксана Анатольевна накрыла на стол, что из этого следует?» (будем обедать), «Если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т.д.
Прием причинно-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т.д.
Больше всего мои малыши любят играть, поэтому использую игры ТРИЗ-технологии для развития всех сторон речи. Я заметила, что игры ТРИЗ-технологии очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить.
При проведении игр стараюсь увлечь каждого ребенка, заинтересовать его, чтобы у малыша не угасал интерес к игре. В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадается им в руки, задают множество вопросов. Поэтому стараюсь им подробно рассказать обо всем, что их интересует. При этом поощряю самостоятельные рассуждения ребенка, подталкиваю их к высказываниям.
Так, использую метод мозгового штурма в игре "Маша-Растеряша", который предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения. Перед игрой обязательно заранее рассматриваем какой-либо объект (нож), рассказываю детям о его назначении. Дети говорят, что ножом можно резать и т.д. Уже в процессе игры знакомлю их с историей о невнимательных людях, которые все теряют и путают. Предлагаю детям оказать помощь такой Маше-Растеряше: «Дети, Маша потеряла нож, чем теперь буду резать хлеб?", и дети дают ответы.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, но и, конечно же, расширяется и активизируется их словарь.
Идём далее, игра « Где живёт?».
Цель: развитие словаря, грамматического строя речи.
(проводится со 2 младшей группы)
Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры.
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
В: Где живет медведь?
Д:В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультиках, в книжках.
В: Где живет собака?
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.


Игра « Один – много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много», развитие словаря, грамматического строя речи.
Ход:
- Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).
-Чего в расческе много? (зубчиков)
Аналогично: - кубик, книжка и т.д.
Игра « Перевёртыши» или « Скажи наоборот».
Цель: развивает логическое мышление, наблюдательность, внимание, расширяет кругозор, способствует развитию связной речи.
Ход  игры:
Для этой игры нужен мяч. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит слово, малыш придумывает противоположное слово и бросает мяч обратно.
Например: снегурочка –добрая, а баба-Яга-злая, я- большая, Маргарита – маленькая и т.д. Для старших дошкольников используются следовательно только прилагательные добрая- злая, большая- маленькая, белый- чёрный.
Игра « Паровозик» или « Поезд времени», а также « Раньше – позже»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции, развитие фразовой речи, развитие словаря, грамматического строя речи.
Ход:
 Ведущий подбирает 3-4 варианта, изображения одного объекта в разные временные периоды, для старшего возраста 5-6  . Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система, для своих маленьких я взяла цветок. Дети раскладывают картинки в определенной последовательности в кармашки « поезда времени».
 Для подготовительной группы можно взять более сложное , например, человек:
1 карточка – младенец
2 карточка – дошкольница
3 – девочка-подросток
4 – девушка
5 – женщина
6 – старушка .  
Игра « По кругу»
Цель: автоматизация определенного звука.
Ход:
 Игрок вынимает  карточку из стопки, например того же « медведя» , придумывает « медведь мягкий», следующий « медведь коричневый»,  « медведь большой» и участники игры  поочерёдно говорят . Игрок, назвавший последнее словосочетание , оставляет картинку себе , и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победитель- игрок, набравший наибольшее количество картинок.
        Игра «Хорошо-плохо»
Цель: развитие словаря, грамматического строя речи.
Ход игры: ведущим называется любой объект, явление , у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: « что-то хорошо-почему?», «что-то плохо-почему?».
Ход игры:
В: Лиса-это хорошо. Почему?
Д: Она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
В: Лиса- это плохо. Почему?
Д: Ворует кур , ест зайчиков.
Аналогично: укол, конфета, солнышко, книга ( хорошо- много интересного узнать, плохо – быстро рвётся)
Вариант игры для старшей группы.
      Игра « Подбери рифму»
Цель: учить подбирать рифмующие слова, развитие фонематического восприятия.
Ход игры:
Дети подбирают картинку, название которой звучит в рифму шишка -мишка, ракета –конфета
Практика показала, что эффективно формирует словарь малышей и другие стороны речи применение метода воображения. Мои дети очень любят  игру , которая проводится с использованием данного метода. В ходе данной игры провоцирую детей с помощью изображений различных героев, любимых игрушек, к постановке вопроса и получения на него ответа, который надо расшифровать, подключив воображение. Когда мы впервые начали с детьми играть в эту игру, я давала им сначала только реальные задания, которые были направлены на уточнение имеющих знаний (например, какой из героев ,что ест). После того, как малыши стали успешно с этим справляться, я усложнила задание и ввела упражнения на развития воображения. Предлагала малышам уже фантастические задания, например, как лисичка буде есть колобка.
Опираясь на выше изложенный метод воображения, привлекла , более  усовершенствованная   игра « Круги Луллия», которая эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей. Круги Луллия можно использовать в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а так же в режимных моментах.


Пособие позволяет корректировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:
- уточнять и активизировать словарный запас;
- автоматизировать звуки речи;
- развивать фонематические процессы;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- совершенствовать развитие связной речи;
Следующая интересная игра по ТРИЗу « Волшебный поясок».
Версия известной во всем мире игры «ДА-НЕТКА» для детей
Возраст игроков: 4-8 лет.
 Состав игры:
1. Игровое поле – пояс с десятью кармашками.
2. Пять комплектов тематических картинок (“Геометрические фигуры”, “Часы”, “Грибы”, “Животные”, “Транспорт”).
3. Две прищепки, выполняющие функции меток (для сужения поля поиска).
4. Фишки.

Правила игры:
•    Карточки из одного комплекта, например “Домашние животные” раскладываются по кармашкам в пояске. Один из игроков назначается ведущим.
•    Ведущий задумывает одно из животных, изображенное на карточке. Другие игроки должны отгадать задуманный предмет, задавая наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только “Да” или “Нет”.
 
В кармашки можно выкладывать картинки не только из одного тематического набора, можно составлять свои комплекты с картами разных тем.
Прищепки используются для сужения поиска картинки. Например : игрок может спросить: карта находится справа или слева от прищепки, тем самым облегчая себе поиск.
Производители рекомендуют помечать картинки, выбранные ведущим, дабы исключить споров, какая же картинка первоначально была задумана.
 
Примерный ход игры:
На столе раскладываются картинки из разных тематик: животные домашние, дикие, мебель…
Игрок: Это животное с фермы?
Ведущий: да
Игрок: Это птица?
Ведущий: Нет
Игрок: У животного есть мех?
Ведущий: Нет
Игрок: у животного есть рога?
Ведущий: Да
Игрок: Это корова!
 
Вот еще несколько интересных правил к игре.
1.    “Сколько”.
Придумываем как можно больше вопросов, начинающихся со слова “Сколько”. Например: “Сколько на столе животных?”, “Сколько хищных?”, “Сколько всего ножек у мебели?”, “Сколько сидячих мест?”, и др.
За каждый придуманный вопрос игроку вручается награда - монетка или спичка. Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
2. “Молчанка”.
Угадываем задуманный предмет, но играем молча, то есть спрашиваем при помощи жестов или показываем предмет с помощью пантомимы. Количество картинок на столе можно сократить
4. “Вопросы”.
На стол выкладывается только одна картинка. Игроки должны придумать множество вопросов к этому изображению. Выигрывает тот, кто задал больше всех вопросов к картинке.
Играя с детьми в игры ТРИЗ-технологии, я использую специальную игрушку «Тигрулю» – героя всех игр, которая мне помогает. От лица игрушки задаю проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, не понимает, просит малышей помочь. Детское стремление общаться и помогать ей повышает активность ребенка и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с понравившейся игрушкой до следующей игры.
В конце любой игры подвожу итоги в виде краткой беседы для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа. Для этого задаю вопросы «Чем занимались?», «Что нового узнали?». Для подведения итогов использую и игровые упражнения «Доскажи предложение», «Обсуждение планов на будущее» и т.д. Цель таких упражнений – учить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат, но и конечно развивать их активную речь.
Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить все». И этого девиза я придерживаюсь в работе с малышами. Дети не боятся говорить, так как даю им только положительную оценку «Хорошо», «Молодец» и т.д. Использую приемы поправления (все объясняю, но не настаиваю). Задавая ребенку вопрос, не тороплю его с ответом, жду, когда ребенок ответит, при затруднении помогаю ему, подсказываю нужные слова. Выслушиваю каждого ребенка, никто не остается без внимания.
Таким образом, дети познают и учатся сопоставлять природные и физические явления в такой форме, когда сами дети не замечают, что учатся, им это интересно, их это увлекает. А все знают, что добиться положительных результатов можно только в том случае, если малышу интересно. Практика показала, что в подобранных мною играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и стимулирует его речевое общение.
 Тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. Поэтому для достижения наилучших результатов провожу работу в данном направлении и с родителями. Вначале провела анкетирование, из которого узнала, как родители относятся к проблеме развития речи посредством технологии ТРИЗ:
Количество родителей прошедших анкетирование -9 человек. Из них 90% не знакомы с ТРИЗ- технологией, но хотели бы познакомиться, 10% - слышали и хотели бы подробнее познакомиться с ней.  100% опрошенных интересует информация о применении ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста, из них 80% хотели бы получить информацию через индивидуальные консультации и беседы, 20% через методическую литературу. Все родители, прошедшие анкетирование, положительно относятся к ТРИЗ- технологии в образовательном процессе в нашей группе и готовы помогать воспитателям в изготовлении наглядных пособий по ТРИЗу.
 На основании полученных результатов провела консультацию, индивидуальные беседы, привлекаю родителей к совместным мероприятиям с их детьми по данной теме.
Также создана картотека  « Игр детей дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ- технологии».
Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Анализ моей работы показывает эффективность применения методики ТРИЗ в процессе развития речи детей. Они стали более раскованы, учатся аргументировать простейшие умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. А это значит, что использование технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной речи у детей. Поэтому начатую работу буду продолжать и в дальнейшем.