Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3715 Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца. Тема: "Наблюдения за птицами".

Опубликовано 03.03.2018

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца.

Тема: Наблюдения за птицами.

 

Выполнил: воспитатель МБДОУ «Детский сад №11 «Россияночка» Поснова Елена Ивановна.

 

  1. 1.     Форма работы: Наблюдение за перелетными птицами.

Цель: Закреплять знания о перелетных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым, уметь выделять признаки живого организма.

Ход наблюдения:

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами

Долго кружат они над лесами

Над крутыми лесными обрывами.

   Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы называются перелетными.

Задать детям вопросы:

- каких птиц называют перелетными?

- почему птицы выводят птенцов летом?

- почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края?

- каких перелетных птиц вы знаете?

Дидактическая игра: «Кто как голос подает?»

Воробей-чирикает, голубь- воркует, ворона- каркает, утка-крякает и т.д.

Цель: Развивать слуховое внимание, мышление, речь детей; обогащать их словарь.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы.

  1. 2.     Форма работы: Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Цель: Формировать умение узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу. Развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на тех птиц, которые остаются зимовать. Задать детям вопросы:

-как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

-какие птицы прилетают к нам на участок?

-какого они размера?

-какая у них окраска?

-чем птицы питаются?

-как мы помогаем птицам?

Отгадывание загадок:

В серой шубке меховой и в морозы он герой

Скачет, на лету резвится не орел, но все же птица (Воробей)

Окраской-сероватая, повадка-вороватая

Крикунья хрипловатая, известная персона (Ворона)

Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести. (Сорока)

Трудовая деятельность: Чтобы привлечь побольше птиц, нужно установить кормушку. Кормушку лучше устанавливать в укромном месте, окруженном деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи. Напомнить детям, что корм нужно давать в одно и тоже время. Если в определенный час корма не будет, птицы исчезнут и появятся только через несколько дней.

Художественное слово:

Мы кормушки смастерим, мы столовую откроем

Воробей, снегирь – сосед, будет вам обед.

Дидактическая игра: «Узнай птицу по описанию»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц.

Подвижная игра: «Вороны и воробьи»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать по сигналу.

  1. 3.     Форма работы: Наблюдение за птицами у кормушки

Цель: Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах. Продолжать учить узнавать птицу, называть части ее тела. Развивать внимание, наблюдательность, мышление.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на птиц. Почему птицы прилетают к кормушке? Зачем мы кормим птиц? Чем можно кормить птиц?

Трудовая деятельность: Насыпать корм для птиц.

Цель: Воспитывать желание ухаживать за птицами, прививать бережное отношение к живой природе.

Художественное слово:

Птичка, птичка вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

Словарная работа: Игра «Сравнение»,

У человека дети- у птицы птенцы, у человека нос - у птицы клюв, у человека руки- у птицы крылья и т.д.

Цель: закрепление знаний о птицах и частях их тела.

Подвижная игра: «Ворона и собачка»

Цель: закреплять умение ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.

  1. 4.     Форма работы: Наблюдение за воробьями

Цель: Расширять знания детей о птицах, способствовать развитию умения отличать воробья по внешнему виду и повадкам. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание наблюдать за птицами, подкармливать их.

Ход наблюдения:

Воробьи живут неплохо

Если с теплой крышей дом,

И кормушка есть под боком,

Где всегда им сыплют корм.

  Воробьи смелые и ловкие птицы. Они снуют по улицам среди проезжающих машин и идущих людей. Поймать воробья дело нелегкое, у них быстрая реакция на опасность и хорошая память. Воробьи образуют стаи и кормятся совместно, ночуют в кронах деревьев и кустах.

Задать детям вопросы:

- что за птица воробей?

- какого цвета оперение?

-чем питаются воробьи?

- как люди могут помочь воробьям?

Дидактическая игра: «Что умеют делать птицы?»

Цель: формировать умение создавать самые разнообразные словесные сочетания, расширять в сознании смысловое содержание слова.

Подвижная игра: «Воробушки и кот»

Цель: способствовать развитию умения мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, приучать детей быть осторожными, занимая место.

Трудовое поручение: наполнить кормушку кормом для птиц.

Цель: воспитывать у детей желание заботиться о птицах.

  1. 5.     Форма работы: Наблюдение за синичкой.

Цель: Познакомить с синичкой, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширить представления об особенностях питания этих птиц зимой. Познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой – это синичка. Синичка легко прыгает по веткам с помощью острых и цепких коготков, ловко лазает по стволам и ветка деревьев.

Художественное слово:

Маленькая птичка- желтогрудая синичка

По двору гуляет, крохи собирает.

  В ноябре люди отмечают «Синичкин день» - укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».

Трудовая деятельность: кормление птиц хлебными крошками

Цель: привлекать детей к подкормке птиц.

Словарная работа: Игра «Назови птицу»

Цель: уточнять и расширять преставления о жизни птиц, развивать умение описывать птицу по характерным признакам; развивать память, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Подвижная игра: «Птички и птенчики»

Цель: развивать у детей выполнение движений по сигналу; упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга.

  1. 6.     Форма работы: Наблюдение. Сравнить воробья и синичку.

Цель: обобщать и закреплять представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на то, чем воробей отличается от синицы. У синички клюв тонкий – это птица насекомоядная; у воробья клюв толстый – это птица зерноядная; а также оперением и поведением.

Синичка птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинок насекомых из-под коры и расщеплять семена. В холодные дни синицы прилетают ближе к жилью человека.

  Почему же воробьи так любят соседство с людьми? Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки где можно свить гнездо.

Дидактическая игра: «Прилетели птицы»

Цель: развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Я сейчас буду называть птиц, но если я вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то вам нужно хлопнуть в ладоши.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, галки, макароны

- Прилетели птицы: голуби, куницы

-Прилетели птицы: воробьи, вороны, галки и палки

- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, воробьи, чижи, лебеди, скворцы. Все вы -  молодцы!

Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль»

Цель: упражнять детей бегать в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место