Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца.
Тема: Наблюдения за птицами.
Выполнил: воспитатель МБДОУ «Детский сад №11 «Россияночка» Поснова Елена Ивановна.
- 1. Форма работы: Наблюдение за перелетными птицами.
Цель: Закреплять знания о перелетных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым, уметь выделять признаки живого организма.
Ход наблюдения:
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами
Долго кружат они над лесами
Над крутыми лесными обрывами.
Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы называются перелетными.
Задать детям вопросы:
- каких птиц называют перелетными?
- почему птицы выводят птенцов летом?
- почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края?
- каких перелетных птиц вы знаете?
Дидактическая игра: «Кто как голос подает?»
Воробей-чирикает, голубь- воркует, ворона- каркает, утка-крякает и т.д.
Цель: Развивать слуховое внимание, мышление, речь детей; обогащать их словарь.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: развивать реакцию на словесные сигналы.
- 2. Форма работы: Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Цель: Формировать умение узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу. Развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на тех птиц, которые остаются зимовать. Задать детям вопросы:
-как называют птиц, которые не улетают в теплые края?
-какие птицы прилетают к нам на участок?
-какого они размера?
-какая у них окраска?
-чем птицы питаются?
-как мы помогаем птицам?
Отгадывание загадок:
В серой шубке меховой и в морозы он герой
Скачет, на лету резвится не орел, но все же птица (Воробей)
Окраской-сероватая, повадка-вороватая
Крикунья хрипловатая, известная персона (Ворона)
Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести. (Сорока)
Трудовая деятельность: Чтобы привлечь побольше птиц, нужно установить кормушку. Кормушку лучше устанавливать в укромном месте, окруженном деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи. Напомнить детям, что корм нужно давать в одно и тоже время. Если в определенный час корма не будет, птицы исчезнут и появятся только через несколько дней.
Художественное слово:
Мы кормушки смастерим, мы столовую откроем
Воробей, снегирь – сосед, будет вам обед.
Дидактическая игра: «Узнай птицу по описанию»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц.
Подвижная игра: «Вороны и воробьи»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать по сигналу.
- 3. Форма работы: Наблюдение за птицами у кормушки
Цель: Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах. Продолжать учить узнавать птицу, называть части ее тела. Развивать внимание, наблюдательность, мышление.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на птиц. Почему птицы прилетают к кормушке? Зачем мы кормим птиц? Чем можно кормить птиц?
Трудовая деятельность: Насыпать корм для птиц.
Цель: Воспитывать желание ухаживать за птицами, прививать бережное отношение к живой природе.
Художественное слово:
Птичка, птичка вот тебе водичка,
Вот тебе крошки на моей ладошке.
Словарная работа: Игра «Сравнение»,
У человека дети- у птицы птенцы, у человека нос - у птицы клюв, у человека руки- у птицы крылья и т.д.
Цель: закрепление знаний о птицах и частях их тела.
Подвижная игра: «Ворона и собачка»
Цель: закреплять умение ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.
- 4. Форма работы: Наблюдение за воробьями
Цель: Расширять знания детей о птицах, способствовать развитию умения отличать воробья по внешнему виду и повадкам. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание наблюдать за птицами, подкармливать их.
Ход наблюдения:
Воробьи живут неплохо
Если с теплой крышей дом,
И кормушка есть под боком,
Где всегда им сыплют корм.
Воробьи смелые и ловкие птицы. Они снуют по улицам среди проезжающих машин и идущих людей. Поймать воробья дело нелегкое, у них быстрая реакция на опасность и хорошая память. Воробьи образуют стаи и кормятся совместно, ночуют в кронах деревьев и кустах.
Задать детям вопросы:
- что за птица воробей?
- какого цвета оперение?
-чем питаются воробьи?
- как люди могут помочь воробьям?
Дидактическая игра: «Что умеют делать птицы?»
Цель: формировать умение создавать самые разнообразные словесные сочетания, расширять в сознании смысловое содержание слова.
Подвижная игра: «Воробушки и кот»
Цель: способствовать развитию умения мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, приучать детей быть осторожными, занимая место.
Трудовое поручение: наполнить кормушку кормом для птиц.
Цель: воспитывать у детей желание заботиться о птицах.
- 5. Форма работы: Наблюдение за синичкой.
Цель: Познакомить с синичкой, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширить представления об особенностях питания этих птиц зимой. Познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой – это синичка. Синичка легко прыгает по веткам с помощью острых и цепких коготков, ловко лазает по стволам и ветка деревьев.
Художественное слово:
Маленькая птичка- желтогрудая синичка
По двору гуляет, крохи собирает.
В ноябре люди отмечают «Синичкин день» - укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».
Трудовая деятельность: кормление птиц хлебными крошками
Цель: привлекать детей к подкормке птиц.
Словарная работа: Игра «Назови птицу»
Цель: уточнять и расширять преставления о жизни птиц, развивать умение описывать птицу по характерным признакам; развивать память, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Подвижная игра: «Птички и птенчики»
Цель: развивать у детей выполнение движений по сигналу; упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга.
- 6. Форма работы: Наблюдение. Сравнить воробья и синичку.
Цель: обобщать и закреплять представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на то, чем воробей отличается от синицы. У синички клюв тонкий – это птица насекомоядная; у воробья клюв толстый – это птица зерноядная; а также оперением и поведением.
Синичка птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинок насекомых из-под коры и расщеплять семена. В холодные дни синицы прилетают ближе к жилью человека.
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки где можно свить гнездо.
Дидактическая игра: «Прилетели птицы»
Цель: развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Я сейчас буду называть птиц, но если я вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то вам нужно хлопнуть в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, галки, макароны
- Прилетели птицы: голуби, куницы
-Прилетели птицы: воробьи, вороны, галки и палки
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, воробьи, чижи, лебеди, скворцы. Все вы - молодцы!
Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль»
Цель: упражнять детей бегать в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место