Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3738 Проект по здоровьесбережению "ЭКОСАД - территория здоровья!"

Опубликовано 11.03.2018

Кутергина Юлия Владимировна

МАДОУ "ЭКОСАД" г.Пермь

воспитатель

 

Проект по здоровьесбережению "ЭКОСАД - территория здоровья!"

 

 

 

Анализ ситуации: На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.

В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка  к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка  развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам – это портрет современного выпускника ДОУ.

Одна из ключевых проблем современного общества – обеспечение качественного дошкольного образования.

Почему возникает проблема качества?

Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.

Дети, которые идут в наши детские сады умеют пользоваться сотовыми телефонами  и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.

Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.

 

Проблема: Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность.

В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья родителей воспитанников.

Актуальность:                                                                                                                  

«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы.

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.

Но не следует забывать и о профилактических формах оздоровления детей – «минутках здоровья». К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.

Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка.

 

Цель проекта: сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

  • Ø сформировать понимание основ здорового образа жизни;
  • Ø продолжать сохранять и укреплять здоровье  детей  совместными  усилиями семьи  и детского сада,
  • Ø повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность  с детьми для  формирования основ здорового образа жизни.

 

 

     Задачи проекта: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья человека.
  • прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
  • повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников, продолжать   способствовать созданию активной позиции родителей  в совместной двигательной деятельности с детьми.

 

 

ТИП ПРОЕКТА:

Информационно-творческий, долгосрочный. (сентябрь 2017 – май 2018).

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

дети дошкольного возраста, их родители – законные представители, педагоги детского сада (инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, мед.работник), воспитатели.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• создать благоприятную динамику в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;

• совершенствование навыков

самостоятельности;

• формирование желания и стремления  вести здоровый образ жизни.

 

 

                 Рабочий план реализации проекта.

Первый этап- подготовительный (сентябрь 2017)

- изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

- составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

- систематизировать материал:

«Минутки здоровья»

 «Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

«Консультации и анкетирование родителей»

«Гимнастика для глаз»

Мероприятия

Участники

Срок,время

Ответственные

Родительское собрание «Внедрение проекта «ЭКОСАД-территория здоровья!»

Родители.

Педагоги

Сентябрь 2017

Воспитатели

Анкетирование родителей

Педагоги. Родители

Сентябрь 2017

Воспитатели

Изготовление с родителями и внедрение нового дидактического материала и пособий для физкультурного уголка

Родители. Воспитатели

В течении года

Воспитатели

Разработка картотек игр и упражнений

Педагоги

Сентябрь-октябрь 2017

Воспитатели

Открытие дополнительных образовательных практик

Воспитанники

Специалисты кружков.

Сентябрь 2017

Специалисты

 

Второй этап –Практический (октябрь 2017-апрель 2018)

Пути реализации проекта:

  • Работа с детьми в себя включает:                                        
  • Утренняя гимнастика                                                                                                                                                       • гимнастика для глаз;

• динамические паузы

• экскурсии по территории детского сада, прогулки;

• спортивные соревнования, игры, эстафеты;

• беседы

• чтение рассказов, стихов;

• дыхательная гимнастика;

• сюжетно ролевые игры;

• дидактические игры;

• пальчиковая гимнастика;

• подвижные игры;

• курс кислородного коктейля, витаминизация (соки, фрукты, напитки);

• гимнастика пробуждения;

• ходьба по массажным коврикам;

• совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт »(педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации;

Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.

Взаимодействие с семьей включает:

• мониторинговые процедуры (анкетирование родителей) ;

• создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки) ;

• участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»;

• участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;

• участие в празднике здоровья «Путешествие в страну Здоровья» на завершающем этапе проекта.

 

 

Темы бесед: «Здоровье без лекарств», «Вот я какой», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Как сохранить хорошее зрение», «С утра до вечера», «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровым »; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ». «Правила на всю жизнь», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Безопасность при общении с животными»

Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д. ;

Сюжетно ролевые игры: «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка» , «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка и т.д

Дидактические игры: «Источники опасности», «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину, «Что полезно и что вредно для зубов? », «Угадай, что лишнее? », «Что одеваем сначала, а что потом», «Оденем куклу-Машу на прогулку». «Умею – не умею», «По грибы»

Подвижные игры:«Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.

 

 

Третий этап заключительный - подведение итогов (май 2018)

                                                                                                                                                    

Анкетирование родителей и анализ полученных результатов.                    

- Сравнить ожидания с результатом после завершения проекта:            

-                                                                                        

 Сформировалась ли потребность семьи в ЗОЖ;                                                                                              

 На сколько привились культурно-гигиенические навыки;
 Развилось ли представление о строении собственного тела, назначении органов;
 На сколько обучились уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;                    Сформировалось ли представление о том, что полезно и что вредно для здоровья;
Сформировались ли элементарные представления об окружающей среде;
Сформировались ли привычки к ежедневным физическим упражнениям.


 

Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.