Кутергина Юлия Владимировна
МАДОУ "ЭКОСАД" г.Пермь
воспитатель
Проект по здоровьесбережению "ЭКОСАД - территория здоровья!"
Анализ ситуации: На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.
В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам – это портрет современного выпускника ДОУ.
Одна из ключевых проблем современного общества – обеспечение качественного дошкольного образования.
Почему возникает проблема качества?
Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
Дети, которые идут в наши детские сады умеют пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.
Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.
Проблема: Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность.
В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья родителей воспитанников.
Актуальность:
«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы.
Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.
Но не следует забывать и о профилактических формах оздоровления детей – «минутках здоровья». К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.
Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка.
Цель проекта: сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- Ø сформировать понимание основ здорового образа жизни;
- Ø продолжать сохранять и укреплять здоровье детей совместными усилиями семьи и детского сада,
- Ø повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья человека.
- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников, продолжать способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
ТИП ПРОЕКТА:
Информационно-творческий, долгосрочный. (сентябрь 2017 – май 2018).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети дошкольного возраста, их родители – законные представители, педагоги детского сада (инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, мед.работник), воспитатели.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• создать благоприятную динамику в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;
• совершенствование навыков
самостоятельности;
• формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Рабочий план реализации проекта.
Первый этап- подготовительный (сентябрь 2017)
- изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;
- составление схем взаимодействия с узкими специалистами;
- систематизировать материал:
«Минутки здоровья»
«Беседы о ЗОЖ»,
«Пальчиковые игры»,
«Игровой массаж»,
«Артикуляционная гимнастика»,
«Элементы дыхательной гимнастики»,
«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.
«Консультации и анкетирование родителей»
«Гимнастика для глаз»
Мероприятия |
Участники |
Срок,время |
Ответственные |
Родительское собрание «Внедрение проекта «ЭКОСАД-территория здоровья!» |
Родители. Педагоги |
Сентябрь 2017 |
Воспитатели |
Анкетирование родителей |
Педагоги. Родители |
Сентябрь 2017 |
Воспитатели |
Изготовление с родителями и внедрение нового дидактического материала и пособий для физкультурного уголка |
Родители. Воспитатели |
В течении года |
Воспитатели |
Разработка картотек игр и упражнений |
Педагоги |
Сентябрь-октябрь 2017 |
Воспитатели |
Открытие дополнительных образовательных практик |
Воспитанники Специалисты кружков. |
Сентябрь 2017 |
Специалисты |
Второй этап –Практический (октябрь 2017-апрель 2018)
Пути реализации проекта:
- Работа с детьми в себя включает:
- Утренняя гимнастика • гимнастика для глаз;
• динамические паузы
• экскурсии по территории детского сада, прогулки;
• спортивные соревнования, игры, эстафеты;
• беседы
• чтение рассказов, стихов;
• дыхательная гимнастика;
• сюжетно ролевые игры;
• дидактические игры;
• пальчиковая гимнастика;
• подвижные игры;
• курс кислородного коктейля, витаминизация (соки, фрукты, напитки);
• гимнастика пробуждения;
• ходьба по массажным коврикам;
• совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт »(педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации;
Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.
Взаимодействие с семьей включает:
• мониторинговые процедуры (анкетирование родителей) ;
• создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки) ;
• участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»;
• участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;
• участие в празднике здоровья «Путешествие в страну Здоровья» на завершающем этапе проекта.
Темы бесед: «Здоровье без лекарств», «Вот я какой», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Как сохранить хорошее зрение», «С утра до вечера», «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровым »; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ». «Правила на всю жизнь», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Безопасность при общении с животными»
Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д. ;
Сюжетно ролевые игры: «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка» , «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка и т.д
Дидактические игры: «Источники опасности», «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину, «Что полезно и что вредно для зубов? », «Угадай, что лишнее? », «Что одеваем сначала, а что потом», «Оденем куклу-Машу на прогулку». «Умею – не умею», «По грибы»
Подвижные игры:«Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.
Третий этап заключительный - подведение итогов (май 2018)
Анкетирование родителей и анализ полученных результатов.
- Сравнить ожидания с результатом после завершения проекта:
-
Сформировалась ли потребность семьи в ЗОЖ;
На сколько привились культурно-гигиенические навыки;
Развилось ли представление о строении собственного тела, назначении органов;
На сколько обучились уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; Сформировалось ли представление о том, что полезно и что вредно для здоровья;
Сформировались ли элементарные представления об окружающей среде;
Сформировались ли привычки к ежедневным физическим упражнениям.
Список литературы
1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.