Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3761 "Конспект занятия по экологии для старшего дошкольного возраста с использованием проблемного обучения"

Опубликовано 17.03.2018

Скоробогатова Екатерина Олеговна

ГБОУ школа № 2009 структурное подразделение № 12 "Семецветье детства"

воспитатель

 

Конспект проблемного занятия по экологии для старшей и подготовительной группы.

«Лекарственные растения».

 

Тема занятия: «Что это за растения?»

Концептуальная цель: Систематизировать и обобщить знания детей о лекарственных растениях, способствовать развитию воспитания экологической культуры.

Стратегическая цель: Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов.

 

Образовательные задачи: закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах, развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях.

Учить описывать растение и узнавать его по описанию.

Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе.

 

Проблемный вопрос: а почему растения называют лекарственными?

 

Варианты решения: Они обладают лекарственными свойствами. Из них делают настои, отвары, лекарства. Очень помогают людям при заболеваниях.

 

Оптимальный вариант:

Их используют для приготовления лекарств против различных заболеваний;

ХРАНЯТ СВОИ ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА:

В КОРНЕ, СТЕБЛЕ, ЛИСТЬЯХ, ЦВЕТАХ, плодах.

 

 

Тезис: И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех, имеющих

Их тайну разгадать.

 

Конспект занятия

Материал: Разрезные картинки с лекарственными растениями, мешочки с сухими травами (мята, ромашка, гвоздика, чабрец), заваренный чай (мята, калина, шиповник).

 

Ход занятия:

 

Воспитатель вместе с детьми входит в группу. На мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений. На столах лежат коробочки  с лекарственными растениями.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите пожалуйста как красиво в нашей группе. Как много комнатных растений у нас . От этого становится уютнее наша группа. А скажите пожалуйста , где еще произрастают  растения и где мы их можем повстречать?

Дети: В лесу, на лугу, в парке, на огороде.

Воспитатель: Давайте представим  вами, что мы пришли на прогулку на луг. (дети закрывают глаза и кружатся) Покружились, на лугу мы очутились.

Дети садятся на стульчики полукругом.

На лугу растут Ромашка

Лютик едкий, Клевер кашка

Что еще? Гвоздика, Смолка,

Колокольчик, Хвощ как елка. А еще?

Подорожник, Васильки.

Граммофончики-Вьюнки.

 

Развиваются личностные качества и когнитивные процессы

Развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях, познавательный интерес, связная речь, сообразительность,  выносливость, смелость, решительность.

 

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а что за растения здесь перечислены?

Дети: Цветы и травы луговые.

Воспитатель: а какими свойствами они обладают?

Дети: Лекарственными.

Воспитатель: а почему растения называют лекарственными?

Дети: Они обладают лекарственными свойствами. Из них делают настои, отвары, лекарства.

Воспитатель: Посмотрите на это растение (показывает картинку подорожника), Кто знает, как оно называется?

Дети: Подорожник.

Воспитатель: а почему оно так называется?

Дети: Растет вдоль дорог.

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно и пишите это растение.

Дети: Листья упругие с прочными прожилками, плотно прижаты к земле. Корни в виде густого пучка, который надежно укреплен в почве. Упругий стебелек.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как он распространяется, расселяется?

Дети: Семена приклеиваются к ногам людей, перебираются в другое место.

Воспитатель: а как подорожник используют в лечебных целях?

Дети: Надо сорвать лист, немного поцарапать и приложить к ране.

Воспитатель: а о каком растении говорится в следующей загадке?

В беленьких платьях,

желтые глазки…

ты назовешь их

без всякой подсказки.

Дети: Ромашка.

 Воспитатель: Одна из самых распространенных ромашек – ромашка аптечная.

А в чем целебные свойства ромашки?

Дети: Отваром ромашки полощут горло при ангине. Делают крема , краски, пасты.

Воспитатель: а еще применяют в кулинарии и косметологии.

 А кто еще знает загадки о лекарственных растениях?

Дети:

                                 Русская красавица

Всем нам очень нравится.

                                 Бела она, стройна

                                  Одежда зелена.

Воспитатель: Что же это за красавица?

Дети: Береза.

Воспитатель: А как еще называют березу и почему?

Дети: Плакучая , ее веточки опущены вниз.

Воспитатель: А какой формы у березы листья?

Дети: Сердцевидные.

Воспитатель: В медицине используют березовый деготь, который применяют для заживления ран и против чесотки. Из березы делают так же  активированный уголь, который применяют при отравлении и болях желудка.

Теперь послушаем следующую загадку.

Воспитатель: Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов – розы.

Дети:  Шиповник.

Воспитатель: А почему он называется Шиповник?

Дети: На его шипах растут шипы.

Воспитатель: У этого растения не только красивые цветы, но и плоды. Плоды оранжевого или буровато – красноватого  цвета.

А чем ценится Шиповник?

Дети : В его плодах много витамина  «С» . Его отвар применяют как общеукрепляющее  средство. Повышает силы организма. Масло шиповника используют при ожогах. Настой лепестков освежает кожу лица.

Воспитатель: Ребята у нас в группе есть цветок один. Запах у него приятный и знакомый. Что же это за цветок?

Дети: Комнатная мята.

Воспитатель: Мята это замечательное растение. Я знаю, что оно тоже может помочь людям.

Кто знает его целебные свойства?

Дети: Если листочки заварить вместо чая, то отвар от простуды поможет.

Успокаивающий чай.

Добавляют в зубную пасту, освежает дыхание.

Воспитатель:  достает мешочек с лекарственными растениями.

 -У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек понюхайте, подержите, названье скажите.

Дети угадывают растения. Если не угадывают воспитатель подсказывает .

Воспитатель: Ребята, в начале занятия я заварила вам чай , пока он настаивается отгадайте загадки о знакомых лекарственных растениях.

Солнышком лучистым

В травке золотистой

Белым облаком по полю разлетится

 (Одуванчик)

В красном платьице рябина

                         Вышла с осенью проститься

                         Осень проводила

                         Платье снять забыла.

                       ( Рябина, Калина)

                         Не огонь, а жжется?

                        (Крапива)

   

Воспитатель: А сейчас давайте сыграем в игру, которая называется «Собери картинку»

Выходят дети по два человека к каждому столу собирают картинки, кто быстрей.

Воспитатель: Пока мы с вами разгадывали загадки и играли наш чай заварился, давайте выпьем его и определим, какие растения здесь использованы.

Дети пробуют чай и определяют его компоненты.

 

Развиваются личностные качества и когнитивные процессы

Визуальный, кинестетический каналы восприятия, воображение, память мышление, положительные эмоции.

 

Используемая литература:

1.Алексеев В.А.300 Вопрос па экологии. - Ярославль: «Академия развития», 1998.

2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать экологию: Издательство Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

3. Зотов В.В. Лесная мозаика. М.: Просвещение 1993.

4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. -Мн. «Асар», 1996.

5.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.: Работа с детьми сред.и ст. групп дет. сада - М.: Просвещение, 2001.

  6. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. - М.: Новая школа, 1993.