Скоробогатова Екатерина Олеговна
ГБОУ школа № 2009 структурное подразделение № 12 "Семецветье детства"
воспитатель
Конспект проблемного занятия по экологии для старшей и подготовительной группы.
«Лекарственные растения».
Тема занятия: «Что это за растения?»
Концептуальная цель: Систематизировать и обобщить знания детей о лекарственных растениях, способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Стратегическая цель: Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов.
Образовательные задачи: закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах, развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях.
Учить описывать растение и узнавать его по описанию.
Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе.
Проблемный вопрос: а почему растения называют лекарственными?
Варианты решения: Они обладают лекарственными свойствами. Из них делают настои, отвары, лекарства. Очень помогают людям при заболеваниях.
Оптимальный вариант:
Их используют для приготовления лекарств против различных заболеваний;
ХРАНЯТ СВОИ ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА:
В КОРНЕ, СТЕБЛЕ, ЛИСТЬЯХ, ЦВЕТАХ, плодах.
Тезис: И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, имеющих
Их тайну разгадать.
Конспект занятия
Материал: Разрезные картинки с лекарственными растениями, мешочки с сухими травами (мята, ромашка, гвоздика, чабрец), заваренный чай (мята, калина, шиповник).
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми входит в группу. На мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений. На столах лежат коробочки с лекарственными растениями.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите пожалуйста как красиво в нашей группе. Как много комнатных растений у нас . От этого становится уютнее наша группа. А скажите пожалуйста , где еще произрастают растения и где мы их можем повстречать?
Дети: В лесу, на лугу, в парке, на огороде.
Воспитатель: Давайте представим вами, что мы пришли на прогулку на луг. (дети закрывают глаза и кружатся) Покружились, на лугу мы очутились.
Дети садятся на стульчики полукругом.
На лугу растут Ромашка
Лютик едкий, Клевер кашка
Что еще? Гвоздика, Смолка,
Колокольчик, Хвощ как елка. А еще?
Подорожник, Васильки.
Граммофончики-Вьюнки.
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях, познавательный интерес, связная речь, сообразительность, выносливость, смелость, решительность. |
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а что за растения здесь перечислены?
Дети: Цветы и травы луговые.
Воспитатель: а какими свойствами они обладают?
Дети: Лекарственными.
Воспитатель: а почему растения называют лекарственными?
Дети: Они обладают лекарственными свойствами. Из них делают настои, отвары, лекарства.
Воспитатель: Посмотрите на это растение (показывает картинку подорожника), Кто знает, как оно называется?
Дети: Подорожник.
Воспитатель: а почему оно так называется?
Дети: Растет вдоль дорог.
Воспитатель: Рассмотрите его внимательно и пишите это растение.
Дети: Листья упругие с прочными прожилками, плотно прижаты к земле. Корни в виде густого пучка, который надежно укреплен в почве. Упругий стебелек.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как он распространяется, расселяется?
Дети: Семена приклеиваются к ногам людей, перебираются в другое место.
Воспитатель: а как подорожник используют в лечебных целях?
Дети: Надо сорвать лист, немного поцарапать и приложить к ране.
Воспитатель: а о каком растении говорится в следующей загадке?
В беленьких платьях,
желтые глазки…
ты назовешь их
без всякой подсказки.
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Одна из самых распространенных ромашек – ромашка аптечная.
А в чем целебные свойства ромашки?
Дети: Отваром ромашки полощут горло при ангине. Делают крема , краски, пасты.
Воспитатель: а еще применяют в кулинарии и косметологии.
А кто еще знает загадки о лекарственных растениях?
Дети:
Русская красавица
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна
Одежда зелена.
Воспитатель: Что же это за красавица?
Дети: Береза.
Воспитатель: А как еще называют березу и почему?
Дети: Плакучая , ее веточки опущены вниз.
Воспитатель: А какой формы у березы листья?
Дети: Сердцевидные.
Воспитатель: В медицине используют березовый деготь, который применяют для заживления ран и против чесотки. Из березы делают так же активированный уголь, который применяют при отравлении и болях желудка.
Теперь послушаем следующую загадку.
Воспитатель: Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов – розы.
Дети: Шиповник.
Воспитатель: А почему он называется Шиповник?
Дети: На его шипах растут шипы.
Воспитатель: У этого растения не только красивые цветы, но и плоды. Плоды оранжевого или буровато – красноватого цвета.
А чем ценится Шиповник?
Дети : В его плодах много витамина «С» . Его отвар применяют как общеукрепляющее средство. Повышает силы организма. Масло шиповника используют при ожогах. Настой лепестков освежает кожу лица.
Воспитатель: Ребята у нас в группе есть цветок один. Запах у него приятный и знакомый. Что же это за цветок?
Дети: Комнатная мята.
Воспитатель: Мята это замечательное растение. Я знаю, что оно тоже может помочь людям.
Кто знает его целебные свойства?
Дети: Если листочки заварить вместо чая, то отвар от простуды поможет.
Успокаивающий чай.
Добавляют в зубную пасту, освежает дыхание.
Воспитатель: достает мешочек с лекарственными растениями.
-У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек понюхайте, подержите, названье скажите.
Дети угадывают растения. Если не угадывают воспитатель подсказывает .
Воспитатель: Ребята, в начале занятия я заварила вам чай , пока он настаивается отгадайте загадки о знакомых лекарственных растениях.
Солнышком лучистым
В травке золотистой
Белым облаком по полю разлетится
(Одуванчик)
В красном платьице рябина
Вышла с осенью проститься
Осень проводила
Платье снять забыла.
( Рябина, Калина)
Не огонь, а жжется?
(Крапива)
Воспитатель: А сейчас давайте сыграем в игру, которая называется «Собери картинку»
Выходят дети по два человека к каждому столу собирают картинки, кто быстрей.
Воспитатель: Пока мы с вами разгадывали загадки и играли наш чай заварился, давайте выпьем его и определим, какие растения здесь использованы.
Дети пробуют чай и определяют его компоненты.
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Визуальный, кинестетический каналы восприятия, воображение, память мышление, положительные эмоции. |
Используемая литература:
1.Алексеев В.А.300 Вопрос па экологии. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать экологию: Издательство Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
3. Зотов В.В. Лесная мозаика. М.: Просвещение 1993.
4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. -Мн. «Асар», 1996.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.: Работа с детьми сред.и ст. групп дет. сада - М.: Просвещение, 2001.
6. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. - М.: Новая школа, 1993.