Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3789 Дополнительное образование "Занимательная математика"

Опубликовано 22.03.2018

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД  ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 «РЯБИНКА»

ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 8 «РЯБИНКА»

 

 

 

ПРИНЯТО

на   Совете педагогов 

Протокол №

от «  »  сентября2016 года

 

 

 

 

 

Утверждаю:

Заведующий ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 8 «Рябинка»

_______________ О.Н. Семеняк

приказ «» сентября 2016 года № 

 
 

Программа дополнительного образования «Занимательная математика»

 подготовительной группы № 6 «Солнечные лучики» возраст 6-7 лет

на 2017-2018 учебный год

СКАЧАТЬ (полный материал)

(срок реализации 1 год)

 

Воспитатель I категории

Шихбабаева Тамила Султангусейновна

 

 

г. Лангепас

2017г.

 

Содержание дополнительной образовательной программы

 

I. Пояснительная записка.

    1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

    1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

    1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

    1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ

    1.5.  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

    1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы  (продолжительность образовательного процесса, этапы)

    1.7. Формы и режим занятий

    1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

    1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

    1.1. Перечень разделов, тем.

    1.2. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

III. Содержание дополнительной образовательной программы.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

     a. Обеспечение программы методическими видами продукции

     b. Рекомендации по проведению практических работ и т.д.

     c. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе.

V. Список используемой литературы.

 
 

        Список детей

 

  1. Абдуллаева Диана
  2.  Бакиева Ирина
    1. Белоусова Марина
      1. Гатальский Даниил
  3. Гордийчук Виктор
  4. Загидуллин Денис
  5. Калинич Оля
  6. Канипова Алина
  7. Коваленко Марк

10. Икрамов Тимурхон

11.Марченко Артём

 

I. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка

    В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

    Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

     Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

     Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

    Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

    Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

    Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

    На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

    Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Новизна

Разработана и апробирована система работы по развитию математического интеллекта и познавательных способностей.

Актуальность дополнительной образовательной программы

Каждого родителя рано или поздно начинает волновать вопрос подготовленности ребёнка к школе. А если он и подготовлен, то какие ему будут представлены условия и возможности для дальнейшего развития способностей.

Мы живём в интересное время, когда есть возможность выбора: школы, программы, учителя. Вся наша современная жизнь – семья, телевиденье, кино, обилие игрушек – способствует раннему развитию детей. Многие ребятишки на пороге школы умеют не только читать, писать, складывать, вычитать, но также делить и умножать. Но является ли это показателем готовности ребёнка к школе? Исследования, да и опыт работы показывают, что трудности в начальных классах чаще испытывают не те дети, которые имеют небольшой объём знаний, а те, у которых не сформирована привычка думать, инертные и пассивные, с узким кругозором, недостаточным опытом общения со сверстниками.

Даже если малыш посещает детское учреждение, воспитателю подготовительной группы довольно трудно уделить каждому ребёнку достаточное внимание, проконтролировать, все ли темы усвоены на должном уровне и, уложившись в свои учебные часы. Понятно, что у каждого ребёнка разное восприятие, некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его отработке.

 

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик    формирования у дошкольников элементарных математических представлений и    практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

 

Цель программы

             Цели и задачи математического развития в подготовительной группе.
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

 • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

 • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

 

Задачи программы:

Обучающие: •            Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.

•          Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

•          Привить любовь к конкретному предмету – математике.

•          Формирование представлений о числе и количестве:

•          Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

•          Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.

•          Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

•          Развитие представлений о форме:

•          Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

•          Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

•          Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

•          Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развивающие:

 •         Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

•          Познакомить с цифрами от 0 до 9.

•          Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.

•          Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус -, равно (=).

•          Развитие представлений о величине:

•          Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Воспитательные: воспитание у детей 5-6 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе

1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ.

Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

1.5.  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Участники программы дополнительного образования воспитанники группы №6 (11 человек). Возраст воспитанников от 6 до 7 лет.

 

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

 

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» реализуется в течение одного учебного года, 2 раза в месяц продолжительностью не более 25-30 минут. Это определяется возможностями и особенностями развития детей данного возраста.

 

1.7. Формы и режим занятий

Формы организации занятий:подгрупповой, фронтальный. Занятие проводится во вторую половину дня, в четверг. Численность детей в кружке – 11 человек.

 

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По окончанию курса воспитанники должны:

•          Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.

•          Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

•          Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

•          Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.

•          Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).

•          Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

•          Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

•          Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

•          Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.

•          Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.

•          Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

•          Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

•          Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

•          Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.

•          Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

1.9. Формы подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы

Формы работы: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами;    

коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 минут.

II. Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы:

 

Тематический   план

 

 

Тема

Количество занятий

 

Количество и счет

4

 

Величина

5

 

Ориентирование в пространстве и во времени

4

 

Геометрические фигуры

5

 

 

 

III. Содержание дополнительной образовательной программы

 

Календарное планирование работы дополнительной образовательной программы

«Занимательная математика».

 

дата

Содержание

работы (тема)

Задачи

Дидактические игры

сентябрь

Количество

и счет:

      

 

Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом.     

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество

 разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Величина.

 

Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

 

 

октябрь

Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве.

 

Закреплять временные представления

 

 

 «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

 «Когда это бывает?» Математическая сказка

 «Художники» №2

Цель: развитие ориентировки в пространстве

 

Геометрические фигуры

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник

«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

«Приключения Маши и Вани» Математическая сказка.

 

ноябрь

Количество

и счет:

Числа и цифры от 1 до 4. 

Соотнесение количества предметов с цифрой. 

Знаки + и -. 

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

««Достань мяч» Карточка

Цель: закрепить понятие величины.

 

декабрь

Ориентировка во времени.

 

 

Ориентировка в пространстве.

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

 

 

Ориентировка на листе бумаги.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

 

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

 «Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

«Как Круг и Квадрат отправились в поход»- Математическая сказка

 

Январь

Количество и счет

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Величина

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

 

февраль

Ориентировка в пространстве.

 

 

 

 

Ориентировка во времени.

Понятия: лево -право, впереди, сзади.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

 «Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

 «Что где находится?»

 

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

 «Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

 

март

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

««Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество и счет

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

«Яблоко» -Математическая сказка

Величина

Часть и целое.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

 «Снеговики»,

 

Ориентировка во времени и в пространстве

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

 «Назови пропущенное слово»,

 «Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

 

май

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

 

Величина.

Длинный - короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

 «Где, чей дом?»

 

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

 «Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

 

 

Геометрические фигуры

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

 

Ориентировка во времени                                    

 

 

 

в пространстве

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

 

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

«Времена года»,

  «Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

 

Итого

18

 

 

               

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы