Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3844 Конспект НОД по формированию связной речи у детей старшей группы ДОУ. Тема: "Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем".

Опубликовано 30.03.2018

Курлыкина Ольга Александровна
МБДОУ № 257 г. Челябинск
Воспитатель

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию связной речи в старшей группе ДОУ.

Тема: «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем».

Цели: Рассказывание по картине "Ежи". Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о диких животных (ежах).

 Программные задачи:

  • Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.
  • совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, формировать понятие о многозначности слов.
  • Словарная работа. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.
  • Развивать связную речь, мышление, память.
  • Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, стремление помочь

Оборудование: Бычок; картина «Ежи»; проектор и экран для демонстрации схем-алгоритмов для составления рассказов и картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка»; мешочки с предметами (яблоко, мяч, морковка, пирамидка)

Предварительная работа:

Составление рассказов с помощью схем-алгоритмов

Заучивание стихотворения А. Воронько «Встретил ежика бычок»

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Просмотр видеороликов и беседы о жизни ежей в природе,

Ход занятия:

Организационный момент - дети заходят в группу, садятся на свои места.

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит бычок, плачет, ревет:

Бычок: Ой-ёй-ёй, болит!

Воспитатель: Бычок, что случилось?

Б.: Язык болит!

В.: Ай-яй-яй! Ты, наверное, поранился, когда жесткое сено жевал?

Б.: Да нет, я укололся!

В.:А чем ты укололся?

Б.: Не знаю!

(Работа над многозначностью слова «иголка».)

В.: Ребята, как вы думаете, чем мог уколоться бычок (чем-то острым, иголкой). А какие бывают иголки?

Дети: Швейные…

В.: Бычок, ты что-то шил и укололся швейной иголкой?

Б.: Нет!

Д.: Медицинские…

В.: Бычок, тебе прививку сделали в язык?

Б.: Да нет!

Д.: Еловые, сосновые…

В.: Ты еловую веточку пожевать пытался?

Б.: Нет!

В.: Может, ты чертил циркулем или ел кактус?

Б.: Да нет же! Гулял я однажды по лугу, травку щипал. Гляжу, лежит на тропинке маленький, колючий шарик. Решил я с ним поиграть, лизнул его и укололся.

В.: Ребята, вы догадались, что за шарик это был?

Д.: Ежик!

В.: Бычок, а мы с ребятами знаем стихотворение про ежа. Хочешь послушать?

Дети читают стихотворение Б. Заходера "Еж":

Что ж ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

В.: Почему же нельзя трогать ежа и тем более, лизать его?

Д.: Он колючий, покрыт иголками.

В.: А иголки, как мы выяснили, бывают разные. (Воспитатель включает проектор, на экране появляются предметные картинки с разными видами иголок.)

В.: Давайте составим предложения со словом «иголка».

(4-5 ответов детей)

В.: Ребята, а чем похожи все иголки?

Д.: Они длинные, тонкие, острые.

В.: Бычок, ты понял, почему нельзя было ежика лизать?

Б.: Понял, понял! Он покрыт иголками, и, поэтому, очень колючий. Вот только, кроме того, что он колючий, я совсем ничего про ежа не знаю. Может, вы мне что-нибудь расскажете?

(Составление рассказа по схеме-алгоритму.)

В.: Конечно, расскажем. А чтобы рассказ получился более интересным и полным, нам помогут наши схемы-подсказки.

(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы для составления описательного рассказа о животном). Дети продумывают свой рассказ, затем заслушивается 2-3 рассказа о еже.

В.: Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже.

Физкультминутка

В.: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)

А навстречу серый волк,

Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком.)

Получился шар колючий,

День у волка невезучий. (Дети встают.)

(Работа над составлением рассказа по картине).

В.: Бычок, а хочешь узнать побольше о жизни ежей?

Б.: Конечно, хочу!

В.: В таком случае, предлагаю нам всем вместе рассмотреть вот эту картину. (Воспитатель выставляет картину «Ежи»).

В.: Кто нарисован на картине? (На картине нарисована семья ежей)

Д.: Папа – еж. Мама - ежиха. Детеныши – ежата.

В.: Где живут эти ежи?

Д.: Ежи живут в лесу.

В.: А что находится рядом с их гнездом.

Д.: Рядом с их гнездом стоит старый пень и протекает ручеек.

В.: Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Почему?

Д.: Лето. Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.

В.: Что делают ежата? Ежиха?

Д.: Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики.

В.: А теперь давайте составим рассказ по этой картине командой. Первый начнет рассказ, он опишет уголок леса, нарисованный на этой картине, где живут наши ежи. Второй рассказчик продолжит и опишет ежа. А третий ребенок расскажет о том, что делают ежата и ежиха на картине и закончит рассказ.

(Заслушать 2-3 рассказа)

В.: Ребята, какой рассказ вам больше понравился? Почему? (Рассказ интересный, короткий, законченный)

В.: А тебе, Бычок, понравился наш рассказ?

Бычок благодарит детей за интересный рассказ, прощается, уходит.

Проводится дидактическая игра «Угадай по описанию».

В.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в еще одну игру. У меня на столе стоят чудесные мешочки. В каждом лежит какой-то предмет. Водящий должен описать этот предмет, не называя его, а все остальные дети должны узнать по описанию и назвать предмет. А описать предмет помогут вам наши схемы-подсказки.

(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы рассказов об игрушках и фруктах-овощах).

Итог.

В.: Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем вам понравилось заниматься больше всего? Что нового вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

В.: Я думаю, ваши знания обязательно пригодятся вам в будущем. А еще я очень рада, что мы с вами смогли помочь Бычку узнать много нового о ежах. Надеюсь, теперь он будет осторожнее, и больше с ним такой неприятности не случится.