Курлыкина Ольга Александровна
МБДОУ № 257 г. Челябинск
Воспитатель
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию связной речи в старшей группе ДОУ.
Тема: «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем».
Цели: Рассказывание по картине "Ежи". Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о диких животных (ежах).
Программные задачи:
- Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.
- совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, формировать понятие о многозначности слов.
- Словарная работа. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.
- Развивать связную речь, мышление, память.
- Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, стремление помочь
Оборудование: Бычок; картина «Ежи»; проектор и экран для демонстрации схем-алгоритмов для составления рассказов и картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка»; мешочки с предметами (яблоко, мяч, морковка, пирамидка)
Предварительная работа:
Составление рассказов с помощью схем-алгоритмов
Заучивание стихотворения А. Воронько «Встретил ежика бычок»
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Просмотр видеороликов и беседы о жизни ежей в природе,
Ход занятия:
Организационный момент - дети заходят в группу, садятся на свои места.
Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит бычок, плачет, ревет:
Бычок: Ой-ёй-ёй, болит!
Воспитатель: Бычок, что случилось?
Б.: Язык болит!
В.: Ай-яй-яй! Ты, наверное, поранился, когда жесткое сено жевал?
Б.: Да нет, я укололся!
В.:А чем ты укололся?
Б.: Не знаю!
(Работа над многозначностью слова «иголка».)
В.: Ребята, как вы думаете, чем мог уколоться бычок (чем-то острым, иголкой). А какие бывают иголки?
Дети: Швейные…
В.: Бычок, ты что-то шил и укололся швейной иголкой?
Б.: Нет!
Д.: Медицинские…
В.: Бычок, тебе прививку сделали в язык?
Б.: Да нет!
Д.: Еловые, сосновые…
В.: Ты еловую веточку пожевать пытался?
Б.: Нет!
В.: Может, ты чертил циркулем или ел кактус?
Б.: Да нет же! Гулял я однажды по лугу, травку щипал. Гляжу, лежит на тропинке маленький, колючий шарик. Решил я с ним поиграть, лизнул его и укололся.
В.: Ребята, вы догадались, что за шарик это был?
Д.: Ежик!
В.: Бычок, а мы с ребятами знаем стихотворение про ежа. Хочешь послушать?
Дети читают стихотворение Б. Заходера "Еж":
Что ж ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
В.: Почему же нельзя трогать ежа и тем более, лизать его?
Д.: Он колючий, покрыт иголками.
В.: А иголки, как мы выяснили, бывают разные. (Воспитатель включает проектор, на экране появляются предметные картинки с разными видами иголок.)
В.: Давайте составим предложения со словом «иголка».
(4-5 ответов детей)
В.: Ребята, а чем похожи все иголки?
Д.: Они длинные, тонкие, острые.
В.: Бычок, ты понял, почему нельзя было ежика лизать?
Б.: Понял, понял! Он покрыт иголками, и, поэтому, очень колючий. Вот только, кроме того, что он колючий, я совсем ничего про ежа не знаю. Может, вы мне что-нибудь расскажете?
(Составление рассказа по схеме-алгоритму.)
В.: Конечно, расскажем. А чтобы рассказ получился более интересным и полным, нам помогут наши схемы-подсказки.
(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы для составления описательного рассказа о животном). Дети продумывают свой рассказ, затем заслушивается 2-3 рассказа о еже.
В.: Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже.
Физкультминутка
В.: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком.)
Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)
(Работа над составлением рассказа по картине).
В.: Бычок, а хочешь узнать побольше о жизни ежей?
Б.: Конечно, хочу!
В.: В таком случае, предлагаю нам всем вместе рассмотреть вот эту картину. (Воспитатель выставляет картину «Ежи»).
В.: Кто нарисован на картине? (На картине нарисована семья ежей)
Д.: Папа – еж. Мама - ежиха. Детеныши – ежата.
В.: Где живут эти ежи?
Д.: Ежи живут в лесу.
В.: А что находится рядом с их гнездом.
Д.: Рядом с их гнездом стоит старый пень и протекает ручеек.
В.: Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Почему?
Д.: Лето. Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.
В.: Что делают ежата? Ежиха?
Д.: Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики.
В.: А теперь давайте составим рассказ по этой картине командой. Первый начнет рассказ, он опишет уголок леса, нарисованный на этой картине, где живут наши ежи. Второй рассказчик продолжит и опишет ежа. А третий ребенок расскажет о том, что делают ежата и ежиха на картине и закончит рассказ.
(Заслушать 2-3 рассказа)
В.: Ребята, какой рассказ вам больше понравился? Почему? (Рассказ интересный, короткий, законченный)
В.: А тебе, Бычок, понравился наш рассказ?
Бычок благодарит детей за интересный рассказ, прощается, уходит.
Проводится дидактическая игра «Угадай по описанию».
В.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в еще одну игру. У меня на столе стоят чудесные мешочки. В каждом лежит какой-то предмет. Водящий должен описать этот предмет, не называя его, а все остальные дети должны узнать по описанию и назвать предмет. А описать предмет помогут вам наши схемы-подсказки.
(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы рассказов об игрушках и фруктах-овощах).
Итог.
В.: Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем вам понравилось заниматься больше всего? Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
В.: Я думаю, ваши знания обязательно пригодятся вам в будущем. А еще я очень рада, что мы с вами смогли помочь Бычку узнать много нового о ежах. Надеюсь, теперь он будет осторожнее, и больше с ним такой неприятности не случится.