Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3991 Консультация для родителей "Зачем читать ребёнку?"

Опубликовано 09.05.2018

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Михневский центр развития ребенка –

детский сад «Осинка»

р.п. Михнево, городской округ Ступино, Московская область

 

 

Консультация для родителей

«Зачем читать ребёнку?»


                      

                                                                                                              Подготовил:

                                                   воспитатель высшей

                                                                                                   квалификационной категории                               

                                                                          Суполярина Татьяна Степановна

 

 

 

Консультация для родителей

«Зачем читать ребёнку?»

     Тема «Ребёнок и книга» всегда актуальна. Как сделать так, чтобы на вопрос: «Что тебе подарить ко дню рождения?», малыш уверенно отвечал: «Хорошую книгу». А для чего читать детям?

     Несмотря на значительные изменения в жизни нашего общества, чтение – в числе любимых детских занятий. Но нельзя не учитывать того, что сегодня у этого основополагающего интеллектуального времяпрепровождения множество соперников, главные из которых – кино, видео, телевидение, различные компьютерные игры. Поэтому важнейшим педагогическим делом должна стать, образно говоря, «борьба за читателя» – работа, направленная на воспитание у ребенка интереса к общению с книгой и, в дальнейшем, самостоятельного расширения литературного кругозора.

     Маленькие «почемучки» тянутся к книге. Кому, как не им, хочется поскорее узнать, как устроен мир? В раннем возрасте ребенок стремится через книгу, прежде всего, познать жизнь и людей. Именно в этом возрасте малыш, наблюдая, определяет для себя расстановку сил в жизни, взаимоотношения родных и близких. Методом «проб и ошибок» он вырабатывает тактику собственного поведения. К двум-трём годам окружающее, постепенно проясняясь, выстраивается в его представлении в стройную картину, и круг внимания расширяется. Ребёнку уже недостаточно наблюдать жизнь в собственной квартире. Человека манит широкий мир, который ждет своего открывателя.

     Вот тут и рождается интерес к художественной литературе, главным содержанием которой всегда была и есть жизнь человеческая.

     Читая вслух детям, надо стараться научить их состраданию, отзывчивости, наконец, вниманию к окружающим – этому фундаменту человеческого общежития. Научить с самого раннего детства! Пока ребята еще не пошли в школу, где литература неизбежно превращается в предмет изучения и анализа.  Пока  книги  воспринимаются  чисто  эмоционально,  а маленький

 

 

слушатель-читатель непосредственно волнуется, становясь в процессе чтения и добрей, и глубже, и тоньше.

     Мы должны позаботиться о том, чтобы как можно раньше окружить своих детей книгами, способными разбудить их эмоции. А это требует от нас строгого качественного отбора литературы для чтения детям. Продуманного и планомерного чтения. В этом мы, педагоги и родители, должны видеть свою первоочередную задачу.

     Богатство и разнообразие детской литературы дает возможность выбора для каждого читателя именно той книги, которая и содержанием своим, и лексикой, и образным строем способна «взять за сердце». И как важно, чтобы с нашей помощью это открытие «своих книг» и «своих писателей» происходило уже в детстве! Показательно, что дети хотят слушать любимую книгу многократно, даже зная ее наизусть. Оставшись с книгой наедине, они сами точно, вовремя перелистывают страницы и произносят текст, якобы читая.

     Восприятие книги, даже, если ее читают вслух, – дело не простое. Это и труд, и творчество. Из своих наблюдений мы видим, что маленький читатель-слушатель как бы становится режиссером, художником, исполнителем всех ролей невидимого фильма или спектакля. Только читательский жизненный опыт, только его, читателя, фантазия могут наделить персонажей голосами и интонациями, сделать лица подвижными и выразительными, вдохнуть жизнь в придуманные сочинителем истории. И это свойство литературы для растущего человека трудно переоценить.

     Овладение литературным материалом происходит поэтапно. При первом чтении слушатели знакомятся с сюжетом и героями книги, а при повторных – книга разносторонне обогащает их как личность.

     Слова звучат для маленького человека свежо и сильно в их первозданном значении. Он зорко замечает и подчас совершенно неожиданно использует в собственной речи смысл отдельных частей слов и выражений. За короткий срок ребенок полностью осваивает такую сложнейшую систему, как язык. И

 

 

словарь взрослого человека будет тем ярче и богаче, чем образнее и выразительнее был язык, освоенный им в раннем детстве. Именно поэтому и ради этого, читая детям вслух, необходимо  преимущественно  обращаться  к высоким  образцам  истинно художественного слова, раз за разом обогащая память наших подопечных образным, ярким и богатым языком.

     Не секрет, что у любви к литературе нет возрастных границ. Об этом с теплым юмором писал С.В. Михалков: «Даже маленький ребёнок, не умеющий читать, только выйдя из пеленок, просит книжку показать». Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия. В эти годы возникает любовь к книге, зарождается потребность в постоянном общении с ней.

    Детство – пора, когда все впечатления особенно яркие и значительные. Прочитанная в эти годы книга, включающая любой жанр художественного слова, производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти ребёнка на всю жизнь.

     Книга учит быть гражданином, давая детям в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности.

     Отвечая на вопрос, для чего читать детям, нужно сказать, что чтение художественной литературы пробуждает и вырабатывает на всю жизнь устойчивую потребность в красоте чувств, поступков, отношений.

     Читая ребёнку хорошие книги, можно не только выработать у него вкус к образному, выразительному языку, обогатить словарь, но и вызвать доброжелательный интерес к людям. И не только к знакомым! Тогда можно надеяться, что сегодняшний слушатель – читатель не вырастет оскорбительно равнодушным ко всему вокруг, не станет в общественных местах вести себя так, словно никого поблизости нет и не с кем считаться.

     Время диктует свои требования. С каждым годом дети все более и более поражают своей осведомленностью и широтой интересов. Им все острее не

 

хватает впечатлений, полученных в стенах родного дома, групповой комнаты или во дворе. Они рвутся к окнам в большую жизнь – книгам.

     Задача и педагогов, и родителей состоит в том, чтобы закреплять у детей впечатление от литературных произведений, упражнять их в нравственном поведении, сеять в их душах «разумное, доброе, вечное». Это необходимо потому, что ранние годы детства являются благодатной нивой для воспитания всех высоких человеческих начал. В этом заключается смысл нашей жизни.