Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4052 Методический и практический материал по проекту «Педагогические условия ознакомления с числом детей старшего дошкольного возраста» Целевой проект "Путешествие в мир математики"

Опубликовано 26.05.2018
Нищеглодова Наталья Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №28 «Сказка» города Новошахтинска (МБДОУ д/с № 28).
Воспитатель
Методический и практический материал по проекту «Педагогические условия ознакомления с числом детей старшего дошкольного возраста»
Целевой проект "Путешествие в мир математики"
СКАЧАТЬ (полный материал)

Паспорт проекта

Название раздела

 

Содержание раздела

Название проекта

 

"Путешествие в мир математики"

Полное наименование

образовательного

учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №28 «Сказка» города Новошахтинска (МБДОУ д/с № 28).

Тип проекта

Образовательный, познавательный, игровой

 

Целевая группа

 

Воспитанники старшей группы, их родители

Масштаб проекта

Долгосрочный

Образовательныеобласти

Познавательное математическое и речевое развитие

Основание для разработки

 Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Цель проекта

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей, сформировать понятие числа через практическую деятельность детей

Основная идея проекта

 Формировать у детей умений абстрагировать, выделять главное.

- Развивать высокую познавательную мотивацию;

- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;

- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” -   школе;

- Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе;

- Формировать широкую любознательность;

- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”;

- Формировать чувства ответственности за начатое дело.

Для достижения поставленных задач нужна такая, форма организации педагогического процесса, как дидактические игры в центре математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве

 

Задачи проекта

1)  Проанализировать возможные причины отсутствия интереса к занятиям;

2)  Выявить группы детей наиболее и наименее заинтересованных в данной деятельности;

3)  Определить дидактические и методические средства для реализации проекта;

4)  Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс с рамках проекта

Механизмы реализации проекта

Консультации с родителями «Логическая мастерская»;

Наглядно-демонстрационный стенд для детей и родителей «Знакомимся с числом»;

Создание необходимой дидактической базы (числовые карточки и т. д.);

Конкурс для детей и родителей «Цифры-числа»;

Организация уголка экспериментирования (пересыпание, переливание, взвешивание и т. д.);

Оснащение игр «Магазин», «Телефонная станция»;

Конкурс для детей и родителей «Чего и сколько?»;

Сочинения «Где живут цифры», «Для чего нужны числа?»;

Составление коллажа «Числа в жизни»;

Составление различных количественных лесенок «Мы растем», «Какой по счету?»

 

Предполагаемый результат

- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

- умение сравнивать числа в пределах 10. Использовать знаки >, <, =.

- умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

- умение узнавать и называть основные геометрические фигуры и геометрические тела. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

- умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине)Математический диктант по клеточкам.

- умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10. Записывать решение с помощью знаков +,-,=. Использовать числовой отрезок для решения задач.

 

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный .Изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями, воспитателями; проведение первичной диагностики.

2 этап – основной: создание развивающей среды; организация и проведение опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников. Разработка диагностического инструментария; привлечение родителей; апробация проекта.

3 этап – заключительный: проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).

 

 

Актуальность проекта.

 

         Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

        Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

       Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе.          Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

       Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Актуальность проекта обусловлена тем, что воспитанники подготовительной группы через год пойдут в школу. Чтобы ребятам было легче войти в новую роль ученика, справиться с трудностями в школе, им нужно помочь овладеть определенным количеством первичных знаний, научить слышать, слушать, работать в коллективе и самостоятельно, привить желание и привычку думать, стремиться узнавать что-то новое.

Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей, сформировать понятие числа через практическую деятельность детей

 

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Познакомить ребят с числами первого десятка, их образованием, составом, записью и операциями над ними.

2. Сформировать представления о геометрических фигурах и телах, точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, замкнутых и незамкнутых линиях

3. Дать общие понятия о свойствах предметов, начальное представление о величинах. Научить пространственно-временным представлениям.

Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности. Развивать интерес к математике.

Воспитательные задачи: Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помочь товарищу. Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

 

Участники проекта: дети,воспитатель,родители.

Тип проекта: долгосрочный сентябрь – май, (1 занятие в неделю, всего 32 занятия).

 

Ожидаемые результаты:

 концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, познавательных математических интересов. В том числе:

- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

- умение сравнивать числа в пределах 10. Использовать знаки >, <, =.

- умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

- умение узнавать и называть основные геометрические фигуры и геометрические тела. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

- умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине)Математический диктант по клеточкам.

- умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10. Записывать решение с помощью знаков +,-,=. Использовать числовой отрезок для решения задач.

 

Содержание:

Этапы проведения и реализация проекта.

1. Подготовительный этап:

* Подбор методического и специального материала по теме проекта.

* Разработка идеи проекта.

* Подбор наглядных и дидактических материалов.

Подготовка картотеки, выбор текстов и музыкального сопровождения к физминуткам.

* Подбор стихотворений на тему «Цифры», тематических игр на сложение и вычитание.

Подготовка демонстрационного и раздаточного материалов (тематические картинки, тетради в крупную клетку, карандаши, линейки, ластики, макеты геометрических фигур, мелки, рабочие тетради на печатной основе Колесникова Е.В. «Математика для детей 5- 6 лет, и т. д.)

* Поиск подходящих слайдов по темам.

* Выявление первичного уровня знаний детей об основах математики.

* Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.

2. Основной этап:

Проект реализуется через следующие виды совместной деятельности:

• Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

• Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства предметов. (Приложение 1. Детский развивающий коврик «Цифры и счет»)

 

• Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

• Пространственные отношения: над, под, на, справа, слева. Просмотр слайдов по теме. Работа с рабочей тетрадью на печатной основе.

• Удаление части из целого, ознакомление с математическим действием – вычитание (на наглядном материале).

• Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи. Дид. игра «Построй и засели дом для куклы»(Приложение 2)

• Целое и часть. Представление: один – много. Дидактическая игра «Матрёшка». Работа с картинками. (Приложение 3.)

• Число и цифра 5. Состав числа. Дидактическая игра «Засели домик».

• Пространственные отношения: впереди, сзади. Дидактическая театрализованная игра «Репка».

• Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений больше и меньше.

• Временные отношения раньше-позже.

• Знакомство с числом и цифрой 6. Тренируем пальчики – работа в тетрадях в клетку. Игра «Сосчитай сколько…».

• Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощи мерки). Игра с палочками.

• Число и цифра 7. Состав числа. Игра «найди числового соседа».

• Отношения: тяжелее, легче. Сравнения массы непосредственно и опосредованно с помощью мерки.

• Число и цифра 8. Математическая сказка «Теремок» и её запись с помощью математики.

• Представление об объёме (вместимость). Сравнение объёма с помощью мерки. Дидактическая игра «Простоквашино».

• Число и цифра 9. Первичное знакомство с числовым отрезком. Решение задач при помощи числового отрезка.

• Число и цифра 0. Место числа 0 в ряду чисел. Решение логических задач.

• Число 10. Сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе.

• Итоговое мероприятие на тему «Числовой отрезок. Число 10». Проверка знаний и навыков ребят.

• Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Игра с объёмными фигурами. Просмотр видео материала.

• Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Демонстрация слайдов по теме.

• «Повторение». Игра-путешествие в страну Математику. Совместное сочинение и математическое решение сказки «Лесные яблочки».

Работа с родителями:

- консультации для родителей;

- беседы;

- обогащение предметно- развивающей среды;

- организация посещений родителями текущих мероприятий.

- помощь родителей в закреплении детьми усвоенного материала.

3. Заключительный этап:

- Организация и проведение итоговой образовательной деятельности по теме«Смешарики готовятся к школе».

- Знакомство родителей с результатами работы по проекту «Педагогические условия  ознакомления с  числом детей старшего дошкольного  возраста. Путешествие в мир математики».

Полученный итог:

В проекте принимало участие 20 ребят старшей группы. Все научились устному счету (прямому и обратному) в пределах 10. Дети без особого труда производят математические действия с цифрами (сложение, вычитание, сравнение)при помощи опорного материала и без него, умеют записывать примеры при помощи математических знаков.

Ребята знают и называют основные геометрические фигуры и тела, находят сравнение с ними в окружающей среде.

Участники проекта отлично ориентируются в пространственной и временной среде. Любят решать математические диктанты по клеточкам, 17 человек справляются с подобными заданиями на отлично, трое имеют некоторые затруднения в силу своей неусидчивости.

Дети научились слушать, слышать педагога, логически мыслить, самостоятельно без стеснительности рассказывать, выражать своё мнение, аргументируя его.

Итоговые мероприятия показали, что ребята без труда справятся с заданиями в начале первого года обучения в школе.