Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №28 «Сказка» города Новошахтинска (МБДОУ д/с № 28).
Воспитатель
Методический и практический материал по проекту «Педагогические условия ознакомления с числом детей старшего дошкольного возраста»
Целевой проект "Путешествие в мир математики"
Паспорт проекта
Название раздела
|
Содержание раздела |
Название проекта
|
"Путешествие в мир математики" |
Полное наименование образовательного учреждения |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №28 «Сказка» города Новошахтинска (МБДОУ д/с № 28). |
Тип проекта |
Образовательный, познавательный, игровой
|
Целевая группа
|
Воспитанники старшей группы, их родители |
Масштаб проекта |
Долгосрочный |
Образовательныеобласти |
Познавательное математическое и речевое развитие |
Основание для разработки |
Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. |
Цель проекта |
Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей, сформировать понятие числа через практическую деятельность детей |
Основная идея проекта |
Формировать у детей умений абстрагировать, выделять главное. - Развивать высокую познавательную мотивацию; - Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение; - Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” - школе; - Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе; - Формировать широкую любознательность; - Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”; - Формировать чувства ответственности за начатое дело. Для достижения поставленных задач нужна такая, форма организации педагогического процесса, как дидактические игры в центре математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве
|
Задачи проекта |
1) Проанализировать возможные причины отсутствия интереса к занятиям; 2) Выявить группы детей наиболее и наименее заинтересованных в данной деятельности; 3) Определить дидактические и методические средства для реализации проекта; 4) Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс с рамках проекта |
Механизмы реализации проекта |
Консультации с родителями «Логическая мастерская»; Наглядно-демонстрационный стенд для детей и родителей «Знакомимся с числом»; Создание необходимой дидактической базы (числовые карточки и т. д.); Конкурс для детей и родителей «Цифры-числа»; Организация уголка экспериментирования (пересыпание, переливание, взвешивание и т. д.); Оснащение игр «Магазин», «Телефонная станция»; Конкурс для детей и родителей «Чего и сколько?»; Сочинения «Где живут цифры», «Для чего нужны числа?»; Составление коллажа «Числа в жизни»; Составление различных количественных лесенок «Мы растем», «Какой по счету?»
|
Предполагаемый результат |
- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. - умение сравнивать числа в пределах 10. Использовать знаки >, <, =. - умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа. - умение узнавать и называть основные геометрические фигуры и геометрические тела. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. - умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Математический диктант по клеточкам. - умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10. Записывать решение с помощью знаков +,-,=. Использовать числовой отрезок для решения задач.
|
Этапы реализации проекта |
1 этап – подготовительный .Изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями, воспитателями; проведение первичной диагностики. 2 этап – основной: создание развивающей среды; организация и проведение опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников. Разработка диагностического инструментария; привлечение родителей; апробация проекта. 3 этап – заключительный: проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).
|
Актуальность проекта.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Актуальность проекта обусловлена тем, что воспитанники подготовительной группы через год пойдут в школу. Чтобы ребятам было легче войти в новую роль ученика, справиться с трудностями в школе, им нужно помочь овладеть определенным количеством первичных знаний, научить слышать, слушать, работать в коллективе и самостоятельно, привить желание и привычку думать, стремиться узнавать что-то новое.
Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей, сформировать понятие числа через практическую деятельность детей
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Познакомить ребят с числами первого десятка, их образованием, составом, записью и операциями над ними.
2. Сформировать представления о геометрических фигурах и телах, точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, замкнутых и незамкнутых линиях
3. Дать общие понятия о свойствах предметов, начальное представление о величинах. Научить пространственно-временным представлениям.
Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности. Развивать интерес к математике.
Воспитательные задачи: Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помочь товарищу. Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.
Участники проекта: дети,воспитатель,родители.
Тип проекта: долгосрочный сентябрь – май, (1 занятие в неделю, всего 32 занятия).
Ожидаемые результаты:
концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, познавательных математических интересов. В том числе:
- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- умение сравнивать числа в пределах 10. Использовать знаки >, <, =.
- умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- умение узнавать и называть основные геометрические фигуры и геометрические тела. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Математический диктант по клеточкам.
- умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10. Записывать решение с помощью знаков +,-,=. Использовать числовой отрезок для решения задач.
Содержание:
Этапы проведения и реализация проекта.
1. Подготовительный этап:
* Подбор методического и специального материала по теме проекта.
* Разработка идеи проекта.
* Подбор наглядных и дидактических материалов.
* Подготовка картотеки, выбор текстов и музыкального сопровождения к физминуткам.
* Подбор стихотворений на тему «Цифры», тематических игр на сложение и вычитание.
* Подготовка демонстрационного и раздаточного материалов (тематические картинки, тетради в крупную клетку, карандаши, линейки, ластики, макеты геометрических фигур, мелки, рабочие тетради на печатной основе Колесникова Е.В. «Математика для детей 5- 6 лет, и т. д.)
* Поиск подходящих слайдов по темам.
* Выявление первичного уровня знаний детей об основах математики.
* Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
2. Основной этап:
Проект реализуется через следующие виды совместной деятельности:
• Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
• Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства предметов. (Приложение 1. Детский развивающий коврик «Цифры и счет»)
• Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).
• Пространственные отношения: над, под, на, справа, слева. Просмотр слайдов по теме. Работа с рабочей тетрадью на печатной основе.
• Удаление части из целого, ознакомление с математическим действием – вычитание (на наглядном материале).
• Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи. Дид. игра «Построй и засели дом для куклы»(Приложение 2)
• Целое и часть. Представление: один – много. Дидактическая игра «Матрёшка». Работа с картинками. (Приложение 3.)
• Число и цифра 5. Состав числа. Дидактическая игра «Засели домик».
• Пространственные отношения: впереди, сзади. Дидактическая театрализованная игра «Репка».
• Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений больше и меньше.
• Временные отношения раньше-позже.
• Знакомство с числом и цифрой 6. Тренируем пальчики – работа в тетрадях в клетку. Игра «Сосчитай сколько…».
• Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощи мерки). Игра с палочками.
• Число и цифра 7. Состав числа. Игра «найди числового соседа».
• Отношения: тяжелее, легче. Сравнения массы непосредственно и опосредованно с помощью мерки.
• Число и цифра 8. Математическая сказка «Теремок» и её запись с помощью математики.
• Представление об объёме (вместимость). Сравнение объёма с помощью мерки. Дидактическая игра «Простоквашино».
• Число и цифра 9. Первичное знакомство с числовым отрезком. Решение задач при помощи числового отрезка.
• Число и цифра 0. Место числа 0 в ряду чисел. Решение логических задач.
• Число 10. Сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе.
• Итоговое мероприятие на тему «Числовой отрезок. Число 10». Проверка знаний и навыков ребят.
• Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Игра с объёмными фигурами. Просмотр видео материала.
• Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Демонстрация слайдов по теме.
• «Повторение». Игра-путешествие в страну Математику. Совместное сочинение и математическое решение сказки «Лесные яблочки».
Работа с родителями:
- консультации для родителей;
- беседы;
- обогащение предметно- развивающей среды;
- организация посещений родителями текущих мероприятий.
- помощь родителей в закреплении детьми усвоенного материала.
3. Заключительный этап:
- Организация и проведение итоговой образовательной деятельности по теме: «Смешарики готовятся к школе».
- Знакомство родителей с результатами работы по проекту «Педагогические условия ознакомления с числом детей старшего дошкольного возраста. Путешествие в мир математики».
Полученный итог:
В проекте принимало участие 20 ребят старшей группы. Все научились устному счету (прямому и обратному) в пределах 10. Дети без особого труда производят математические действия с цифрами (сложение, вычитание, сравнение)при помощи опорного материала и без него, умеют записывать примеры при помощи математических знаков.
Ребята знают и называют основные геометрические фигуры и тела, находят сравнение с ними в окружающей среде.
Участники проекта отлично ориентируются в пространственной и временной среде. Любят решать математические диктанты по клеточкам, 17 человек справляются с подобными заданиями на отлично, трое имеют некоторые затруднения в силу своей неусидчивости.
Дети научились слушать, слышать педагога, логически мыслить, самостоятельно без стеснительности рассказывать, выражать своё мнение, аргументируя его.
Итоговые мероприятия показали, что ребята без труда справятся с заданиями в начале первого года обучения в школе.