Элефтерьяди Ольга Петровна
МБДОУ детский сад 152 филиал № 1 "Зоренька"
город Пенза
Воспитатель
Адаптация к ДОУ
СКАЧАТЬ (полный материал)
Дошкольное учреждение вводит ребенка в мир общественных отношений. Выходя за рамки семьи, дошкольник приобретает бесценный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, овладевает новыми социальными ролями, расширяет представления об окружающем. Детский сад помогает ребенку приобрести определенные знания и навыки, а также подготовиться к школе. Помимо образовательной функции дошкольное учреждение совместно с семьей оказывает влияние на становление личности ребенка.
Организация воспитания и обучения ребенка в детском саду обеспечивает его всестороннее развитие, способствует повышению адаптационных возможностей и обеспечивает оптимальные условия для раскрытия индивидуальности. Наряду с интеллектуальным и личностным развитием в дошкольный период происходит активная социализация детей, связанная с усвоением большого количества новых норм и ценностей мира взрослых, регулирующих поведение и взаимоотношения.
Поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований и в связи с этим предполагает адаптацию ребенка к изменившимся условиям.
Адаптация играет важную роль в развитии дошкольника. Несмотря на то что современные дошкольники проводят в детском саду почти весь день, временная разлука с объектом привязанности не ведет к негативным последствиям в случае обеспечения качественного ухода и оптимального уровня общения. Ребята, посещавшие детский сад, как правило, быстрее адаптируются к школьной среде и овладевают разнообразными учебными навыками, легче усваивают многие нравственные нормы и формируют разнообразные способы взаимодействия со сверстниками, у них отмечаются более низкие показатели школьной тревожности, чем у ребят, не посещавших детский сад. Последние оказываются более пассивными, медленнее овладевают школьными навыками и испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками вследствие недостаточного социального опыта. Тем не менее само по себе пребывание в детском саду еще не гарантирует успешности вхождения в школьную жизнь. В этом смысле особую важность представляет успешность социализации в рамках дошкольного учреждения, поскольку ее нарушения без своевременной и адекватной коррекции затем переносятся на школьную ситуацию, что усугубляет негативные переживания ребенка и затрудняет овладение новыми требованиями.
Понятие адаптации. Проблемы ребенка дошкольного возраста в период адаптации
Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования[1]. В основном адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, а субъективного — эмоциональное самочувствие человека, состояние равновесия или тревоги.
Выделяются несколько уровней (физиологическая, психологическая, социальная) и типов (генерализованная, поведенческая, смешанная) адаптации[2].
Физиологическая адаптация рассматривается как способность организма целесообразно и пластично перестраивать свои функции в соответствии с требованиями внешней среды.
Социальная адаптация представляет собой процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. Существуют два типа адаптационного процесса, которые формируются в зависимости от особенностей когнитивной и мотивационно-потребностной сферы человека. Первый тип социальной адаптации предполагает активное воздействие на среду, в то время как второй определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации социальной группы.
Психологическая адаптация связана с приспособлением человека к требованиям общества в соответствии со своими интересами и нуждам. Основными механизмами психологической адаптации являются ассимиляция (приспособление среды под свои нужды) и аккомодация (усвоение требований, уподобление среде). Успешность психологической адаптации зависит от степени сбалансированности этих механизмов и гибкости их функционирования.
Генерализованная адаптация предполагает изменение всей системы функционирования личности, ее поведения и деятельности при трансформации среды.
Поведенческая адаптация связана с изменением внешнего поведения при сохранении внутренней автономии и системы ценностей личности.
Смешанная адаптация подразумевает частичное принятие новых норм и выработку соответствующего поведения при сохранении содержания «Я».
Важнейший вклад в разработку понятия «адаптация» внес Ж. Пиаже. В рамках его концепции адаптация рассматривается как единство противоположно направленных процессов аккомодации и ассимиляции. Первый из них (его часто обозначают термином «адаптация», который употребляется в более узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма в соответствии со свойствами среды. Второй направлен на изменение тех или иных компонентов среды и их переработку согласно структуре организма или включение в имеющиеся у субъекта схемы поведения. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга, что не исключает в каждом конкретном случае ведущей роли какого-либо из них. Ж. Пиаже подчеркивал зависимость характера адаптационных процессов от стадии онтогенеза. Требования окружающей среды обусловливают особенности психического развития детей на различных этапах онтогенеза. Появившись таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие.
Следует различать адаптацию как процесс, а адаптированность как результат этого процесса. Адаптация - социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию приспособления. Хорошо адаптированным можно считать человека (ребенка), у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены[3].
Основные признаки эффективной адаптированности:
а) адаптированность во «внеличностной» сфере. Ребенок получает знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности;
б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими детьми и со взрослыми.
Критерии адаптированности можно разделить на внешний и внутренний. Внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Другими словами, внутренний критерий связывается с психоэмоциональной стабильностью, а внешний отражает соответствие реального поведения личности социальным установкам. Дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное или асоциальное поведение. При этом может иметь место внутренняя гармония личности, т.е. адаптированность по внутреннему критерию. И наоборот.
Системная социальная адаптация- это адаптация как по внутреннему, так и по внешнему критерию, т.е. способность личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом. При нарушении этой гармонии мы имеем дело с дезадаптацией. Чаще всего в поле зрения воспитателей попадают дети с нарушением адаптации по внешнему критерию. Ведут себя они вызывающе, неугомонно, от них трудно добиться подчинения правилам, их приходится часто наказывать (при этом с недолго длящимся эффектом). Однако внимания заслуживают и другие дети - с признаками дезадаптации по внутреннему критерию. Имеются в виду те, кто много болеет, не участвует в общих делах и одиноко играет в сторонке, те, у кого снижено настроение. Их поведение не вызывает проблем - соответствует режимным требованиям. Однако состояние «несчастности», безусловно, свидетельство потребности в психологической помощи. «Адаптивное» поведение, которое проявляют эти дети, скорее приспособление к требованиям социума, чем истинная социальная адаптация (состояние адаптированности).
Остановимся подробнее на проблемах ребенка-дошкольника в период адаптации.
Проблемы ребенка дошкольного в период адаптации
Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с необходимостью приспособления к новой социальной ситуации, требованиям и нормам, а также с овладением новыми социальными ролями и отношениями со взрослыми и сверстниками. Адаптационные процессы являются важным компонентом онтогенетического развития. Л. И. Божович отмечает, что психические особенности и качества формируются в ходе приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Затем они приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие[4]. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно дошкольник воспринимает себя и свои взаимоотношения с другими людьми.
Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни (распорядок дня, места пребывания, маршрут передвижения, круг общения, нормы). Важнейшим фактором, осложняющим процесс привыкания ребенка к новой ситуации, становится необходимость расставания с матерью (или другим близким человеком) на длительный промежуток времени.
Условия дошкольного учреждения существенно отличаются от семейных: строгое соблюдение режима дня, единые для всех правила и требования, особенности взаимоотношений воспитателей и детей и другие создают определенные трудности в начале пребывания ребенка в детском саду.
В детский сад ребенок должен просыпаться в определенное время, владеть необходимыми культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, знать элементарные правила поведения в обществе взрослых и сверстников, привыкать к новой пище. Для многих дошкольников серьезной проблемой становится дневной сон, поскольку нужно ложиться в «чужую» кровать на глазах у других детей и без привычных ритуалов. Резкая смена привычного распорядка дня, режима питания и отдыха может вызвать стресс и нарушить процесс адаптации ребенка к детскому саду.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. На протяжении дошкольного возраста у детей постепенно развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции ограниченны: дети не всегда поступают так, как «надо», особенно при взаимодействии с теми, с кем у них сложились эмоционально-положительные отношения, или когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.
Ребенку, поступившему в детский сад, необходимо привыкнуть к большому количеству сверстников, незнакомым взрослым, овладеть игровыми и элементарными учебными навыками. Однако одной из самых важных проблем для большинства детей является временная разлука с родными. В течение первых дней пребывания ребенка в детском саду главной причиной психологического дискомфорта становится переживаемое ребенком чувство одиночества из-за отсутствия родителей. Приспособление к детскому саду может осложниться также из-за отсутствия любимой игрушки, с которой привык играть и засыпать ребенок, «своего» места за столом и т.д. Кроме того, изоляция в группе сверстников, обусловленная низким уровнем речевого развития или нарушениями поведения, может серьезно осложнить процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению.
Взаимоотношения с педагогом играют немаловажную роль в процессе адаптации ребенка к детскому саду. Несмотря на то что психологическая дистанция между взрослыми и детьми в дошкольном учреждении намного меньше, чем в школе, воспитатель становится одной из первых фигур «общественного взрослого», определяющих социально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста. От того, как сложатся взаимоотношения с педагогом, зависят успешность привыкания и отношение дошкольника к детскому саду.
В каждой семье складывается определенный стиль отношений между родителями и детьми, отличается и позиция ребенка в этих отношениях. Непродуктивные стили семейного воспитания (гипер- и гипоопека, «кумир семьи» и др.) могут также осложнять адаптацию ребенка к детскому саду.
Основными проявлениями трудностей адаптации ребенка к детскому саду являются следующие.
1. Нарушение эмоционального состояния. Многие дети тяжело переживают разлуку с матерью. Одни часто плачут, апатичны или, наоборот, слишком возбуждены и даже агрессивны. Другие уходят от общения и участия в совместной деятельности, сторонятся сверстников. Эти симптомы психологического неблагополучия являются реакцией ребенка на изменившиеся условия. Кроме того, отсутствие временной перспективы в дошкольном возрасте не позволяет детям правильно понять и оценить свое пребывание в детском саду: им кажется, что мама никогда не вернется и они останутся здесь навсегда. Однако постепенно ребенок привыкает к новому режиму дня, к периодичности посещения детского сада, и тревожное ожидание возвращения матери сменяется активным взаимодействием со сверстниками и участием в коллективной деятельности. Важную роль при этом играют степень и характер привязанности ребенка к матери и ее отношение к посещению ребенком детского сада. Важно отметить также некоторые возрастные особенности эмоциональной сферы дошкольников, которые оказывают влияние на привыкание к детскому саду. Чем младше ребенок, тем сильнее действует механизм эмоционального заражения. Так, если кто-то из ребят начинает плакать, через некоторое время будет плакать вся группа.
2. Нарушения сна, аппетита. Эти негативные проявления характерны для большинства детей в первые дни посещения детского сада и связаны с функциональной перестройкой организма. Особенно тяжело привыкают к новым условиям дети с отсутствием режима и жесткими индивидуальными предпочтениями в еде. В дошкольном возрасте психологические и физиологические процессы тесно связаны: высокое психоэмоциональное напряжение может вызвать тошноту и рвоту, сформировать стойкое отвращение к пище, предоставляемой в детском саду. Особенно уязвимыми оказываются дети, которые по медицинским показаниям вынуждены есть определенную пищу. В этом случае ставится под вопрос целесообразность посещения ребенком обычного детского сада. Нарушения сна также являются частым симптомом трудностей адаптации к дошкольному учреждению. Они могут быть связаны как с перенапряжением ребенка в течение дня, так и с невротическими нарушениями. Поэтому дети с нарушениями сна (дневного и особенно ночного) нуждаются в специальном наблюдении.
3. Неадекватная реакция на уход/появление матери. Большинство дошкольников болезненно переживают временную разлуку с матерью, однако после ее ухода они через некоторое время включаются в совместную деятельность и не испытывают психологического дискомфорта. Негативными симптомами в данном случае являются подавленность, сниженное настроение ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду, отсутствие интереса к новым играм и занятиям, уход от общения с воспитателем и сверстниками. Дети с этими симптомами напряженно ждут возвращения матери, бурно реагируя на ее появление. Некоторые ребята ведут себя агрессивно, пытаются наказать близкого человека за причиненный дискомфорт.
4. Снижение познавательной и речевой активности. Высокая тревожность, напряженность детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении приводят к снижению интереса к предметному миру, игрушкам и играм, затруднению усвоения новых слов. Ребенок «не слышит» обращенных к нему слов, отказывается отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности, «отсутствует» на занятиях.
5. Рост заболеваемости. Физиологический стресс и эмоциональная напряженность, испытываемые ребенком в начале посещения детского сада, ослабляют иммунную систему, а наличие большого количества сверстников повышает вероятность заболеваний инфекционного характера. Поэтому у большинства дошкольников период адаптации к детскому саду сопряжен с ростом заболеваемости и ухудшением состояния здоровья. Однако возникновение этих негативных симптомов можно предупредить с помощью закаливающих процедур, реализуемых в рамках комплексной работы по сопровождению адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Свидетельством психологической адаптации ребенка к детскому саду являются состояние психологического комфорта (благополучия), отсутствие напряженности в общении, принятие сверстниками и хорошие взаимоотношения с воспитателями. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе приспособления ребенка к условиям дошкольного учреждения обеспечивает становление индивидуального стиля деятельности и общения, формирование активной и творческой жизненной позиции ребенка[5].
Рациональная организация режима дня вновь поступивших детей, гибкий график посещения детского сада, возможность пребывания в группе в течение нескольких часов вместе с мамой, учет некоторых привычек ребенка, его предпочтений в еде и деятельности помогают преодолеть неизбежные трудности привыкания к новым условиям. Как показывает практика, продолжительность адаптационного периода индивидуальна и зависит от возраста ребенка, его психофизиологической готовности к изменениям, состояния здоровья, уровня психического и социального развития, особенностей семейного воспитания и от многих других факторов. В среднем длительность адаптационного периода составляет один-два месяца. В некоторых случаях она может увеличиваться до года.
Для того чтобы облегчить адаптацию детей к новым условиям, в некоторых дошкольных учреждениях организуются группы адаптации, которые функционируют в конце весны — начале лета и дают возможность ребятам привыкнуть к новому помещению, дороге в детский сад, воспитателю и другим детям. В конце учебного года, и особенно летом, когда большинство дошкольных учреждений еще работает, но детей в группах немного, воспитатель может уделить больше внимания «новичкам». Кроме того, дети пребывают в детском саду сравнительно недолго (два-три часа в день), иногда вместе с родителями. Все это позволяет плавно перейти к систематическому посещению детского сада и избежать многих трудностей адаптации.
Результаты первичной адаптации ребенка к детскому саду оцениваются в конце первого месяца его пребывания в дошкольном учреждении. Большинство детей за это время привыкают к новым требованиям, начинают легче переносить разлуку с матерью, реже болеют, и их эмоциональное самочувствие улучшается. Однако у некоторых ребят позитивных изменений не наблюдается и возникают различные отклонения в поведении, общении и личностном развитии.
Говоря об эмоциональном самочувствии ребенка в детском саду, необходимо учитывать важность испытываемых им переживаний в процессе социального и нравственного развития. Обогащение опыта путем организации совместных форм и деятельности ребенка побуждает его сотрудничать со взрослыми и сверстниками, считаться не только со своими личными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих, способствует развитию сочувствия, сопереживания другим людям. Таким образом, приобретаемый ребенком в дошкольном учреждении социальный, эмоциональный и нравственный опыт определяет направление социализации на следующих ступенях развития.
Факторы, влияющие на характер адаптации к условиям дошкольного учреждения
На процесс адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психического развития.
Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога способствуют успешному привыканию детей к дошкольному учреждению. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению: особенности развития ребенка, характеристики семейной ситуации, социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.