Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4053 Адаптация к ДОУ

Опубликовано 26.05.2018

 

Элефтерьяди Ольга Петровна

МБДОУ детский сад 152 филиал № 1 "Зоренька"

город Пенза

Воспитатель

 

Адаптация к ДОУ

СКАЧАТЬ (полный материал)

Дошкольное учреждение вводит ребенка в мир общественных отношений. Выходя за рамки семьи, дошкольник приобретает бесценный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, овладевает новыми социальными ролями, расширяет представле­ния об окружающем. Детский сад помогает ребенку приобрести определенные знания и навыки, а также подготовиться к школе. Помимо образовательной функции дошкольное учреждение со­вместно с семьей оказывает влияние на становление личности ребенка.

Организация воспитания и обучения ребенка в детском саду обеспечивает его всестороннее развитие, способствует повыше­нию адаптационных возможностей и обеспечивает оптимальные условия для раскрытия индивидуальности. Наряду с интеллекту­альным и личностным развитием в дошкольный период происхо­дит активная социализация детей, связанная с усвоением боль­шого количества новых норм и ценностей мира взрослых, регули­рующих поведение и взаимоотношения. 

Поступление ребенка в детский сад связано с изменением со­циальной ситуации развития, расширением круга общения, появ­лением новых требований и в связи с этим предполагает адаптацию ребенка к изменившимся условиям.

Адаптация играет важную роль в развитии дошкольника. Несмотря на то что современные дошкольники проводят в детском саду почти весь день, временная разлука с объектом привязанности не ведет к негатив­ным последствиям в случае обеспечения качественного ухода и оптимального уровня общения. Ребята, посещавшие детский сад, как правило, быстрее адаптируются к школьной среде и овладева­ют разнообразными учебными навыками, легче усваивают многие нравственные нормы и формируют разнообразные способы взаи­модействия со сверстниками, у них отмечаются более низкие по­казатели школьной тревожности, чем у ребят, не посещавших дет­ский сад. Последние оказываются более пассивными, медленнее овладевают школьными навыками и испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками вследствие недостаточного со­циального опыта. Тем не менее само по себе пребывание в дет­ском саду еще не гарантирует успешности вхождения в школьную жизнь. В этом смысле особую важность представляет успешность социализации в рамках дошкольного учреждения, поскольку ее нарушения без своевременной и адекватной коррекции затем пе­реносятся на школьную ситуацию, что усугубляет негативные пе­реживания ребенка и затрудняет овладение новыми требованиями.

Понятие адаптации. Проблемы ребенка дошкольного возраста в период адаптации

 

Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат актив­ного приспособления индивида к новым условиям существова­ния[1]. В основном адаптацию связывают с периодами кардиналь­ной смены деятельности индивида и его социального окружения. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, а субъективно­го — эмоциональное самочувствие человека, состояние равнове­сия или тревоги.

Выделяются несколько уровней (физиологическая, психологи­ческая, социальная) и типов (генерализованная, поведенческая, смешанная) адаптации[2].

Физиологическая адаптация рассматривается как способность организма целесообразно и пластично перестраивать свои функ­ции в соответствии с требованиями внешней среды.

Социальная адаптация представляет собой процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. Суще­ствуют два типа адаптационного процесса, которые формируются в зависимости от особенностей когнитивной и мотивационно-потребностной сферы человека. Первый тип социальной адапта­ции предполагает активное воздействие на среду, в то время как второй определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации социальной группы.

Психологическая адаптация связана с приспособлением челове­ка к требованиям общества в соответствии со своими интересами и нуждам. Основными механизмами психологической адаптации яв­ляются ассимиляция (приспособление среды под свои нужды) и аккомодация (усвоение требований, уподобление среде). Успеш­ность психологической адаптации зависит от степени сбалансиро­ванности этих механизмов и гибкости их функционирования.

Генерализованная адаптация предполагает изменение всей си­стемы функционирования личности, ее поведения и деятельности при трансформации среды.

Поведенческая адаптация свя­зана с изменением внешнего поведения при сохранении внут­ренней автономии и системы ценностей личности.

Смешанная адаптация подразумевает частичное принятие новых норм и выработку соответствующего поведения при сохранении содер­жания «Я».

Важнейший вклад в разработку понятия «адаптация» внес Ж. Пиаже. В рамках его концепции адаптация рассматривается как единство противоположно направленных процессов аккомо­дации и ассимиляции. Первый из них (его часто обозначают тер­мином «адаптация», который употребляется в более узком смыс­ле) обеспечивает модификацию функционирования организма в соответствии со свойствами среды. Второй направлен на измене­ние тех или иных компонентов среды и их переработку согласно структуре организма или включение в имеющиеся у субъекта схе­мы поведения. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга, что не исключает в каждом конкретном случае ведущей роли какого-либо из них. Ж. Пиаже подчеркивал зависимость характера адаптационных процессов от стадии онто­генеза. Требования окружающей среды обусловливают особенно­сти психического развития детей на различных этапах онтогенеза. Появившись таким образом, они затем приобретают самостоя­тельное значение и в порядке обратного влияния начинают опре­делять последующее развитие.

Следует различать адаптацию как про­цесс, а адаптированность как результат этого процесса. Адаптация - социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит лич­ность к состоянию приспособления. Хоро­шо адаптированным можно считать чело­века (ребенка), у которого продуктив­ность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены[3].

Основные признаки эффективной адаптированности:

а)   адаптированность во «внеличностной» сфере. Ребенок получает   знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности;

б)   адаптированность в сфере личных от­ношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с други­ми детьми и со взрослыми.

Критерии адаптированности  можно разделить на внешний и внутренний. Внутренний критерий предпола­гает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает со­ответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Другими словами, внутренний критерий связывается с психоэмоциональной стабильностью, а внешний отражает соответствие реального поведения личности социальным установкам. Дез­адаптация по внешнему крите­рию проявляется как конфликт­ное или асоциальное поведение. При этом может иметь место внутренняя гармония личности, т.е. адаптированность по внутреннему критерию. И наоборот.

Системная социальная адап­тация- это адаптация как по внутреннему, так и по внешнему критерию, т.е. способность личности к самоактуализа­ции в гармонии с реальным социумом. При нарушении этой гармонии мы име­ем дело с дезадаптацией. Чаще всего в поле зрения воспитателей попадают дети с на­рушением адаптации по внешнему крите­рию. Ведут себя они вызывающе, неуго­монно, от них трудно добиться подчинения правилам, их приходится часто наказывать (при этом с недолго длящимся эффектом). Однако внимания заслуживают и другие дети - с признаками дезадаптации по внут­реннему критерию. Имеются в виду те, кто много болеет, не участвует в общих делах и одиноко играет в сторонке, те, у кого снижено настроение. Их поведение не вызы­вает проблем - соответствует режимным требованиям. Однако состояние «несчастности», безусловно, свидетельство потреб­ности в психологической помощи. «Адап­тивное» поведение, которое проявляют эти дети, скорее приспособление к требо­ваниям социума, чем истинная социальная адаптация (состояние адаптированности).

Остановимся подробнее на проблемах ребенка-дошкольника в период адаптации.

Проблемы ребенка дошкольного в период адаптации

 

Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с необходимостью приспособления к новой социальной ситуации, тре­бованиям и нормам, а также с овладением новыми социальными ролями и отношениями со взрослыми и сверстниками. Адаптаци­онные процессы являются важным компонентом онтогенетиче­ского развития. Л. И. Божович отмечает, что психические особен­ности и качества формируются в ходе приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Затем они приобретают само­стоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие[4]. Эффектив­ность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно дошкольник воспринимает себя и свои взаимоотношения с другими людьми.

Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет при­вычные условия его жизни (распорядок дня, места пребывания, маршрут передвижения, круг общения, нормы). Важнейшим фак­тором, осложняющим процесс привыкания ребенка к новой си­туации, становится необходимость расставания с матерью (или другим близким человеком) на длительный промежуток времени.

Условия дошкольного учреждения существенно отличаются от семейных: строгое соблюдение режима дня, единые для всех пра­вила и требования, особенности взаимоотношений воспитателей и детей и другие создают определенные трудности в начале пре­бывания ребенка в детском саду.

В детский сад ребенок должен просыпаться в определенное время, владеть необходимыми культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, знать элементарные правила по­ведения в обществе взрослых и сверстников, привыкать к новой пище. Для многих дошкольников серьезной проблемой стано­вится дневной сон, поскольку нужно ложиться в «чужую» кро­вать на глазах у других детей и без привычных ритуалов. Резкая смена привычного распорядка дня, режима питания и отдыха может вызвать стресс и нарушить процесс адаптации ребенка к детскому саду.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того как ребенок относится к взрослому, он склонен выпол­нять или нарушать его требования. На протяжении дошкольного возраста у детей постепенно развивается способность самостоя­тельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности та­кой регуляции ограниченны: дети не всегда поступают так, как «надо», особенно при взаимодействии с теми, с кем у них сложи­лись эмоционально-положительные отношения, или когда необ­ходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

Ребенку, поступившему в детский сад, необходимо привык­нуть к большому количеству сверстников, незнакомым взрослым, овладеть игровыми и элементарными учебными навыками. Одна­ко одной из самых важных проблем для большинства детей явля­ется временная разлука с родными. В течение первых дней пре­бывания ребенка в детском саду главной причиной психологиче­ского дискомфорта становится переживаемое ребенком чувство одиночества из-за отсутствия родителей. Приспособление к дет­скому саду может осложниться также из-за отсутствия любимой игрушки, с которой привык играть и засыпать ребенок, «своего» места за столом и т.д. Кроме того, изоляция в группе сверстни­ков, обусловленная низким уровнем речевого развития или нару­шениями поведения, может серьезно осложнить процесс привы­кания ребенка к дошкольному учреждению.

Взаимоотношения с педагогом играют немаловажную роль в процессе адаптации ребенка к детскому саду. Несмотря на то что психологическая дистанция между взрослыми и детьми в до­школьном учреждении намного меньше, чем в школе, воспита­тель становится одной из первых фигур «общественного взросло­го», определяющих социально-нравственное развитие ребенка до­школьного возраста. От того, как сложатся взаимоотношения с педагогом, зависят успешность привыкания и отношение до­школьника к детскому саду.

В каждой семье складывается определенный стиль отношений между родителями и детьми, отличается и позиция ребенка в этих отношениях. Непродуктивные стили семейного воспитания (гипер- и гипоопека, «кумир семьи» и др.) могут также осложнять адаптацию ребенка к детскому саду.

Основными проявлениями трудностей адаптации ребенка к детскому саду являются следующие.

1. Нарушение эмоционального состояния. Многие дети тяжело переживают разлуку с матерью. Одни часто плачут, апатичны или, наоборот, слишком возбуждены и даже агрессивны. Другие ухо­дят от общения и участия в совместной деятельности, сторонятся сверстников. Эти симптомы психологического неблагополучия являются реакцией ребенка на изменившиеся условия. Кроме того, отсутствие временной перспективы в дошкольном возрасте не позволяет детям правильно понять и оценить свое пребывание в детском саду: им кажется, что мама никогда не вернется и они останутся здесь навсегда. Однако постепенно ребенок привыкает к новому режиму дня, к периодичности посещения детского сада, и тревожное ожидание возвращения матери сменяется активным взаимодействием со сверстниками и участием в коллективной дея­тельности. Важную роль при этом играют степень и характер привязанности ребенка к матери и ее отношение к посещению ре­бенком детского сада. Важно отметить также некоторые возраст­ные особенности эмоциональной сферы дошкольников, которые оказывают влияние на привыкание к детскому саду. Чем младше ребенок, тем сильнее действует механизм эмоционального зара­жения. Так, если кто-то из ребят начинает плакать, через некото­рое время будет плакать вся группа.

2.  Нарушения сна, аппетита. Эти негативные проявления ха­рактерны для большинства детей в первые дни посещения дет­ского сада и связаны с функциональной перестройкой организма. Особенно тяжело привыкают к новым условиям дети с отсутстви­ем режима и жесткими индивидуальными предпочтениями в еде. В дошкольном возрасте психологические и физиологические про­цессы тесно связаны: высокое психоэмоциональное напряжение может вызвать тошноту и рвоту, сформировать стойкое отвраще­ние к пище, предоставляемой в детском саду. Особенно уязвимы­ми оказываются дети, которые по медицинским показаниям вы­нуждены есть определенную пищу. В этом случае ставится под вопрос целесообразность посещения ребенком обычного детско­го сада. Нарушения сна также являются частым симптомом труд­ностей адаптации к дошкольному учреждению. Они могут быть связаны как с перенапряжением ребенка в течение дня, так и с невротическими нарушениями. Поэтому дети с нарушениями сна (дневного и особенно ночного) нуждаются в специальном наблю­дении.

3. Неадекватная реакция на уход/появление матери. Большин­ство дошкольников болезненно переживают временную разлуку с матерью, однако после ее ухода они через некоторое время вклю­чаются в совместную деятельность и не испытывают психологи­ческого дискомфорта. Негативными симптомами в данном случае являются подавленность, сниженное настроение ребенка в тече­ние всего времени пребывания в детском саду, отсутствие интере­са к новым играм и занятиям, уход от общения с воспитателем и сверстниками. Дети с этими симптомами напряженно ждут воз­вращения матери, бурно реагируя на ее появление. Некоторые ребята ведут себя агрессивно, пытаются наказать близкого человека за причиненный дискомфорт.

4. Снижение познавательной и речевой активности. Высокая тревожность, напряженность детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении приводят к снижению интереса к пред­метному миру, игрушкам и играм, затруднению усвоения новых слов. Ребенок «не слышит» обращенных к нему слов, отказывает­ся отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности, «отсутствует» на занятиях.

5. Рост заболеваемости. Физиологический стресс и эмоциональ­ная напряженность, испытываемые ребенком в начале посещения детского сада, ослабляют иммунную систему, а наличие боль­шого количества сверстников повышает вероятность заболеваний инфекционного характера. Поэтому у большинства дошкольни­ков период адаптации к детскому саду сопряжен с ростом заболе­ваемости и ухудшением состояния здоровья. Однако возникнове­ние этих негативных симптомов можно предупредить с помощью закаливающих процедур, реализуемых в рамках комплексной ра­боты по сопровождению адаптации ребенка к условиям дошколь­ного учреждения.

Свидетельством психологической адаптации ребенка к детско­му саду являются состояние психологического комфорта (благо­получия), отсутствие напряженности в общении, принятие свер­стниками и хорошие взаимоотношения с воспитателями. Совмест­ная работа педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе приспособления ребенка к условиям дошкольного уч­реждения обеспечивает становление индивидуального стиля дея­тельности и общения, формирование активной и творческой жиз­ненной позиции ребенка[5].

Рациональная организация режима дня вновь поступивших детей, гибкий график посещения детского сада, возможность пре­бывания в группе в течение нескольких часов вместе с мамой, учет некоторых привычек ребенка, его предпочтений в еде и дея­тельности помогают преодолеть неизбежные трудности привыка­ния к новым условиям. Как показывает практика, продолжитель­ность адаптационного периода индивидуальна и зависит от воз­раста ребенка, его психофизиологической готовности к измене­ниям, состояния здоровья, уровня психического и социального развития, особенностей семейного воспитания и от многих дру­гих факторов. В среднем длительность адаптационного периода составляет один-два месяца. В некоторых случаях она может уве­личиваться до года.

Для того чтобы облегчить адаптацию детей к новым условиям, в некоторых дошкольных учреждениях организуются группы адап­тации, которые функционируют в конце весны — начале лета и дают возможность ребятам привыкнуть к новому помещению, дороге в детский сад, воспитателю и другим детям. В конце учеб­ного года, и особенно летом, когда большинство дошкольных уч­реждений еще работает, но детей в группах немного, воспитатель может уделить больше внимания «новичкам». Кроме того, дети пребывают в детском саду сравнительно недолго (два-три часа в день), иногда вместе с родителями. Все это позволяет плавно пе­рейти к систематическому посещению детского сада и избежать многих трудностей адаптации.

Результаты первичной адаптации ребенка к детскому саду оце­ниваются в конце первого месяца его пребывания в дошкольном учреждении. Большинство детей за это время привыкают к но­вым требованиям, начинают легче переносить разлуку с матерью, реже болеют, и их эмоциональное самочувствие улучшается. Од­нако у некоторых ребят позитивных изменений не наблюдается и возникают различные отклонения в поведении, общении и лич­ностном развитии.

Говоря об эмоциональном самочувствии ребенка в детском саду, необходимо учитывать важность испытываемых им переживаний в процессе социального и нравственного развития. Обогащение опыта путем организации совместных форм и деятельности ре­бенка побуждает его сотрудничать со взрослыми и сверстниками, считаться не только со своими личными интересами, но и с по­требностями и нуждами окружающих, способствует развитию сочувствия, сопереживания другим людям. Таким образом, приоб­ретаемый ребенком в дошкольном учреждении социальный, эмо­циональный и нравственный опыт определяет направление соци­ализации на следующих ступенях развития.


 Факторы, влияющие на характер адаптации к условиям дошкольного учреждения

На процесс адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверст­никами, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психического развития.

Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, бла­гоприятный статус в группе сверстников и позитивное отноше­ние педагога способствуют успешному привыканию детей к до­школьному учреждению. В то же время нарушения познаватель­ного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образо­вания родителей, негативное отношение педагога и неблагопри­ятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ре­бенка к детскому саду.

Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить три группы факторов, оказыва­ющих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению: особенности развития ребенка, характеристики семейной ситуации, социальная и педагогическая среда дошколь­ного учреждения.