Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4509 Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности: «Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»

Опубликовано 14.11.2018

 

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности:

«Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»

 

Подготовила:

воспитатель гр.№9

Сутяпова О.А.


 

Цель: Уточнение и активизация словаря по теме «посуда»

 

Образовательные задачи:

Связная речь: развивать творческие способности детей посредствам театрализованной игры; закреплять умение детей составлять описательный рассказ о предметах посуды с помощью схемы.

словарь: развивать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый); активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой-маленький, высокий-низкий).

грамматика: закреплять умение образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница);

Развивающие задачи:

развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание детей.

Воспитательные задачи:

формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый); наборы посуды( чайный, столовый, кухонный); маски (собачки,кошки, курочки), скатерть; корзина с овощами (картофель,морковь, лук, капуста); игрушечная посуда (кастрюля,миска,блюдце, черепушка, тарелка,ложка), игрушечная плита; пластмассовая косточка, пакет с «молоком», «зернышки»; кукла.

                       

Ход образовательной деятельности:

 

Воспитатель показывает детям куклу и знакомит с ней. Наша кукла Маша принесла корзину с овощами. Здоровается с детьми. Дети приветствуют Машу.

Воспитатель. Машенька долго гуляла, проголодалась, зашла в магазин, купила овощи и решила сварить суп. Но суп варить она не умеет, поэтому пришла к нам, чтоб мы смогли ей помочь.

В:. Поможем, дети, Машеньке? (ответы детей)

В: Что нужно для того чтобы сварить суп? (кастрюля, вода, плита)

(Ребенок выполняет действия)

В: А пока суп варится, мы Машенька знаем про тебя стихотворение, которое написала Сильва Капутикян, а называется оно «Маша обедает» и дети тебе его покажут. Ты садись по-удобней и слушай.

(дети-герои надевают маски животных)

В: Час обеда подошел,

Села Машенька за стол.

(Девочка выходит ставит стол, накрывает его скатертью стульчики, ставит салфетницу, садится)

Слышатся лай собаки (гав-гав)

В: Кто к нам пришел?

Выходит ребенок:

Это я, ваш верный пес,

Ваш Арапка-черный нос.

День и ночь я дом стерег,

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать.

В: Устал наш сторож, проголодался. Чем мы его покормим?.

Что любят кушать собачки?

Дети отвечают. (Косточку).

(Воспитатель ставит миску перед собакой, кладет в нее пластмассовую кость)

 Слышится мяуканье кошки

В: Кто же теперь к нам царапается в дверь?

Появляется ребенок кошка :

 Это ваша кошка мурка,

Мурка -серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей перевела.

Крыс прогнала из подвала

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

Воспитатель. Ах, Мурка и ты трудилась, не ленилась.

Чем мы угостим Мурку, что она любит больше всего?

Дети. Молоко.

Воспитатель ставит перед кошкой блюдце, «наливает» из молочного пакета молоко.

Слышится кудахтанье курицы. (Куд-куда, куд-куда!)

Воспитатель. Кто еще спешит сюда?

Ребенок Курочка:

Ваша курочка рябая,

Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила-

Я яичко вам снесла, Не пора ли обедать?

Воспитатель. Проходи, курочка. Ребята, а курочка что любит кушать?

Дети. Зернышки.

Воспитатель ставит черепушку перед курочкой, насыпает зернышки.

Воспитатель:

Никому отказа нет!

Подан каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке-киске

Курочке-несушке-

Пшена в черепушке,

А Машеньке - в тарелке,

В глубокой не мелкой.

Воспитатель ставит перед Машей (девочкой) тарелку.

В:

Молодцы, Машеньке понравилось, как вы сыграли и рассказали стихотворение.

- О чём говорится в этом стихотворении?

- В чём подают обед собачке? (в миске, а киске? (в блюдечке,

курочке-несушке? (в черепушке)

- А из чего обедает Машенька? (из  тарелки)

- А какое незнакомое слово вы услышали? (Черепушка)

Черепушка-это глиняная мисочка, в нее насыпают корм для курочек.

- Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку - что это? (посуда)

- Сегодня мы поговорим о посуде. И Машенька нас послушает.

(на столе расставлены: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки столовая и чайная, стаканы большой и маленький, пластмассовые игрушки).

Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом).

- Чем они отличаются друг от друга? (Одна тарелка – глубокая, другая – мелкая).

- Для чего нужна глубокая тарелка? (для первого блюда)

- А мелкая тарелка для чего нужна? (для второго блюда).

-Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка).

 

-Теперь давайте сравним вилку, ложку. Из чего они сделаны? (из металла).

Значит, как одним словом сказать, какие они? (Металлические).

- А чем похожи эти два предмета (чайная и столовая ложки? (Они сделаны из одного материала, из металла, они металлические.)

-Теперь подумайте и скажите, чем они различаются? (Одна большая, другая маленькая). Правильно, они различаются по размерам. А чем ещё?

-Для чего нужна чайная ложка, для чего столовая?

-Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы). Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего нужны? (ответы детей)

-Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы? (Пластмассовые).

- А еще, некоторые предметы посуды происходят от названия продукта, для которого она предназначена. Давайте назовем их. Игровое упражнение: «Для чего посуда»

Во что насыпаем сахар – в сахарницу, соль – в солонку; куда кладём хлеб – в хлебницу, масло – в маслёнку, конфеты в конфетницу, суп-в супницу и т.д. (картинки)

В: Вот сколько много о посуде мы с вами узнали и рассказали, а теперь давайте ее изобразим

 

 

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надувают» живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник. Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки. (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются. (кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки. (потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принёс. (показать круг перед собой)

 

В: Вот какие молодцы!

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Посмотрите, какая красивая у нас с вами посуда изображена. (воспитатель выставляет мольберт с картинками разнообразной посуды)

Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна, и поможет в описании вам схема (на другом мольберте – схема). Один из вас будет покупателем, а остальные дети и Маша  будут продавцами, и должны будут отгадать, что покупатель хочет купить и назвать описанный предмет.

(воспитатель снимает картинку после отгадывания: «Заказ будет доставлен покупателю домой»)

 

В. Дети, а Какая бывает посуда? (столовая, чайная и кухонная).

 

Маша предлагает поиграть в Игру «Накрой на стол»

 

На столе много разной посуды, вам надо расставить её по своим местам.

1 команда – накрывает стол к чаю, выбирает предметы, какой посуды? (чайной);

2 команда – накрывает стол к обеду, выбирает предметы, какой посуды? (столовой);

3 команда – ставит на стол  кухонную посуду.

 

Маша проверяет правильность выполнения задания.

 

Итог занятия:

Вы все молодцы, хорошо справились со всеми заданиями!

В: Что сегодня мы с вами узнали? (какой разной бывает посуда и по размеру, и по назначению, и по материалу, из которого она изготавливается).

Я предлагаю вам Машу оставить у нас в группе и поиграть с ней.