Жуйкова Галина Анатольевна,
Воспитатель высшей категории
г. Иваново, МБДОУ детский сад комбинированного вида №194,
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Посещение музея народных промыслов» в подготовительной группе.
СКАЧАТЬ (полный материал)
Пояснительная записка.
Позиция педагога:
Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, кружево, расписные платки, лаковая миниатюра и т. д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира, отражает любовь к родному краю, формирует художественный вкус, создаёт эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал. Поэтому необходимо вести работу по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Мы разработали конспекты занятий по ознакомлению с народными промыслами. Дети знакомятся с работами народных мастеров Хохломы, Жостова, Городца, Полхов-Майдана, Гжели, Палеха, с богородской деревянной и дымковской глиняной игрушкой, филимоновской глиняной свистулькой. С целью закрепить знания детей о народных промыслах России проводилось занятие – посещение музея народных промыслов.
Тема занятия:Посещение музея народных промыслов.
Цель занятия:
Приоритетная область: художественно-эстетическое развитие
-закрепить знания о народных промыслах России и приобщать детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям, созданным народом.
Задачи приоритетной образовательной области:
социально-коммуникативное развитие:
-развивать у детей умение общаться со взрослыми и сверстниками;
-развивать желание взаимопомощи, потребность придти на помощь товарищу;
-формировать чувство гордости за свой народ, свою страну;
-Формировать потребность продолжать традиции своего народа, родного края;
познавательное развитие:
- уточнить представления детей о музее;
- познакомить детей с понятием «реставрационная мастерская»;
- развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации,
импровизации; выражать собственное эмоциональное отношение к искусству;
речевое развитие:
-развивать связную, грамматически правильную речь детей;
-обогащать активный словарь …..
физическое развитие:
-развитие моторики,
-при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами текста.
Место занятия: итоговое. Занятие проводится в рамках тематической недели «Народная игрушка»
Тип занятия: подгрупповое
Планируемые результаты НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, обладает элементарными представлениями о народных промыслах; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребёнка развита крупная мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные- умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;
Познавательные- умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки объектов окружающего мира.
регулятивные- умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Используемое оборудование:
-для педагога: «посылка», письмо, указка, настольно-печатная игра «Народные промыслы», разрезные картинки различных народных промыслов. Различные поделки из глины, пластилина, папье-маше, подготовленные к росписи. Гуашь, кисти, салфетки, тряпочки. Образцы узоров из элементов различных видов росписи (хохломской, городецкой,жостовской, гжельской, и др.).
-для детей: настольно-печатная игра «Народные промыслы», разрезные картинки различных народных промыслов. Различные поделки из глины, пластилина, папье-маше, подготовленные к росписи. Гуашь, кисти, салфетки, тряпочки. Образцы узоров из элементов различных видов росписи (хохломской, городецкой,жостовской, гжельской, и др.).
Предварительная работа:
знакомство с народными промыслами России, изготовление поделок, рассматривание иллюстраций, предметов народных мастеров, серия бесед о народной игрушке, о произведениях народного декоративно-прикладного искусства, дидактические игры: «Магазин игрушек», «Придумай рассказ», «Загадай, а мы отгадаем» и др., заучивание отрывков из литературных текстов, поговорок, прибауток о народной игрушке, сбор экспонатов для «музея».
Ход занятия
Название этапа занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
Вхождение Приветствие
|
Цель: создание радостного настроения на предстоящую деятельность |
Цель: объединиться для совместной деятельности.
|
|
|
- Много сказочных мест у России, Городов у России не счесть, Может, где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь. (посвистеть в игрушку)
Мы ладошку к ладошке сложим -Пусть весёлым будет день! Мы друг другу дружить предложим- Счастья, радости хватит на всех! Будем клеить, лепить, рисовать, Чтобы умными, добрыми стать! |
2-3 ранее подготовленных детей: Кони глиняные мчатся На подставках что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.
Через горные отроги Через крыши деревень, Краснорогий, жёлторогий Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти, гнёзда вью. |
|
Мотивация |
Цель: создание игровой мотивации к деятельности |
Цель: включение в образовательную деятельность |
|
|
Раздаётся стук в дверь. Педагог идёт и возвращается с «посылкой» в руках. |
Дети с интересом наблюдают за происходящим. |
|
Педагог задаёт вопросы: |
Дети отвечают на вопросы: |
||
Ребята! Что это? |
Это посылка. |
||
Кому же она адресована? |
Надо прочитать адрес на посылке. |
||
Кто прочитает? |
Дети читают адрес на посылке. |
||
Хотите узнать, что в посылке? |
Да! Хотим! |
||
Открывает посылку, достаёт письмо. Ребята! Здесь находится письмо. Кто его прочитает? |
Дети читают письмо: «Дорогие Ребята! Приглашаем Вас посетить музей. А какой? Догадайтесь сами. В этом вам поможет волшебная коробочка». |
||
Основная часть Игра «народные промыслы» |
Цель: уточнить знания детей о музеях. Выявить, в какой музей отправятся дети. |
Цель: совместная игра. Ответы на вопросы. |
|
|
Вот и волшебная коробочка. Но прежде чем открыть её, давайте вспомним: -Что такое музей? |
Музей – это красивое, большое здание, где хранятся старинные предметы, картины художников. |
|
Какие бывают музеи? |
Ответы детей |
||
«Я открываю волшебную коробочку, она подскажет нам, в какой музей нас приглашают?» Педагог достаёт большие карточки, раздаёт детям. «А здесь ещё карточки поменьше, их надо присоединить к большим, чтобы они дополнили вашу центральную карточку. Кто быстрее справится с заданием?» |
Дети выполняют задание. |
||
|
Педагог опрашивает всех детей: |
Дети отвечают на вопросы. |
|
Что у тебя изображено на центральной карточке? |
На центральной карточке изображены дымковские игрушки |
||
Как ты догадался, что это дымковские игрушки? |
Я догадался по узорам. |
||
Какие узоры украшают дымковскую игрушку? |
Дымковскую игрушку украшают красные, синие, жёлтые, зелёные кружёчки, точки, полоски, волнистые линии. |
||
А какие карточки ты выбираешь? И почему? |
Я выбираю картинки, где изображены изделия из Гжели, потому что на большой картинке нарисована гжель. |
||
Объясни, как выглядят работы гжельских мастеров? |
Они красивые. На белом фоне синие цветы, травка, птицы. |
||
Назови народный промысел, изделия которого изображены у тебя на карточках? |
У меня на карточках изображена хохлома. |
||
Какие изделия делают хохломские мастера? |
Хохломские мастера делают посуду. |
||
Как ты понимаешь выражение «огненная хохлома»? |
Хохломская роспись яркая, используются красные, жёлтые, золотистые краски, как огнь. |
||
Перечислите народные художественные промыслы, какие вы знаете? |
Филимоновская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись, Гжель, жостовские подносы, Городец, матрёшки, богородские игрушки. |
||
Догадались, в какой музей нас приглашают? |
Да! Нас приглашают в музей народных промыслов. |
||
Хотите отправиться в музей? |
Да! |
||
А как надо вести себя в музее? |
Тихо. Не кричать. Разговаривать тихо. Не отставать от группы. Внимательно слушать. |
||
Можно ли трогать вещи руками? |
Ответы детей. |
||
Кто встречает посетителей музея? |
Экскурсовод. |
||
Кто такой экскурсовод? |
Ответы детей. |
||
Каждый из вас сегодня может побывать в роли экскурсовода. Вы заранее выбрали, о каком народном промысле будете рассказывать. |
|
||
Посещение музея.
|
Цель: уточнение, обобщение и закрепление знаний детей о народных промыслах |
Цель: рассказы детей о народных промыслах. Ответы на вопросы
|
|
1-ый зал: Филимоновская игрушка |
Педагог ведёт детей в «музей». «Мы находимся в первом выставочном зале музея народных промыслов. Какой промысел находится в этом зале?» |
- В этом зале находится филимоновская игрушка. |
|
- Кто будет экскурсоводом? |
Ребёнок – экскурсовод рассказывает: «Филимоновская игрушка – это яркая весёлая игрушка-свистулька, которую делали на забаву женщины в деревне Филимоново. Это фигурки людей и животных. Они имеют удлиненные туловища, шеи, небольшие головки. Красные, зелёные, жёлтые полосы украшают эти игрушки. Роспись яркая. Игрушки так и светятся солнечным светом». Остальные дети внимательно слушают. |
||
Ребята! Вам понравился рассказ экскурсовода о филимоновской игрушке? Почему? |
Ответы детей |
||
Поблагодарим экскурсовода за интересный рассказ и перейдём в следующий зал. |
Спасибо! Было очень интересно! |
||
Дымковская игрушка |
Какой народный промысел находится в этом зале? |
Дымковские игрушки. |
|
|
Кто желает быть экскурсоводом этого выставочного зала? |
Ребёнок-экскурсовод: «Дымковские игрушки удивляют пластикой форм, необычными по яркости узорами. По белому фону рассыпаны они цветными кружочками – большими и маленькими, кольцами, точками, линиями – прямыми и волнистыми. Все изделия дымковских мастеров жизнерадостные, отличаются юмором. Используются красный, синий, оранжевый, жёлтый цвета и остаётся много белого пространства. Узор кажется лёгким, светлым, нарядным. Такие игрушки украсят любой дом». |
|
Поблагодарим …………, он (она) хорошо справился (ась) с ролью экскурсовода. А мы переходим в следующий зал. |
Спасибо! Было очень интересно! |
||
Хохлома |
Как называется этот народный промысел? Кто желает рассказать про Хохлому? |
- Хохлома.
1-ый экскурсовод «Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов. Название промысла произошло от названия села Хохлома. Выточенная из дерева посуда расписывалась растительным узором. Затем покрывалась лаком и закалялась в печи. Для изделий хохломы характерно сочетание красного, чёрного и золотистого цвета. Золотая хохлома – это огненные краски, которые складываются из завитков трав, цветов и ягод. Восхищают красотой, богатством фантазии. Хохлома роскошна, наполнена радостным светом, красочна». 2-ой экскурсовод: Как волшебная жар-птица Не выходит из ума, Чародейка, мастерица, Золотая Хохлома! И богата, и красива, Гостю рада от души. Кубки, чашки и ковши, И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета, И ромашки луговин. Зорь червонные лучи, И узорчатый орнамент Древне-суздальской парчи!
|
|
Ребята! Что вы можете сказать о рассказе экскурсовода о Хохломе. |
Ответы детей. |
||
Спасибо ребята! Молодцы! Вы были хорошими экскурсоводами. |
|
||
Мы переходим в новый зал. Как называется этот промысел? |
Это - Гжель! |
||
Гжель |
Кто нам расскажет об этой выставке? |
Ребенок-экскурсосвод: Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых. «Недалеко от Москвы есть деревня Гжель. Там изготовляют фарфоровую посуду, часы, фигурки людей и животных. Изделия гжельских мастеров отличаются формой и своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них синее-синее. Вот мастера и переносят на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. По белому фону ведёт рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимая на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. Изделия кажутся воздушными и радуют глаз». Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская звонкая Гжель!
|
|
Ребята! Вам понравился рассказ о Гжели? В чем особенность изделий гжельских мастеров? |
Ответы детей |
||
Поблагодарим ……., он (она) отлично справился (ась) с ролью экскурсовода. Молодец! Мы пройдем ещё в один выставочный зал.
|
|
||
Городецкая роспись |
Кто нам расскажет об этом удивительном народном промысле? |
Экскурсовод: «Городецкая роспись в городе Городец. Это фантастические цветы, птицы, кони. Украшают эти узоры детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски. Все элементы выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелёными,чёрными красками на ярко-жёлтом фоне. Городецкая роспись яркая. Она отличается обводкой чёрной и белой. Предметы с городецкой росписью очень красивые». Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит! Птицы яркие летают И кувшинки расцветают. |
|
|
- Чем вас привлекает городецкая роспись. Интересно ли вам было слушать рассказ экскурсовода? Почему? Спасибо! Мы выслушали замечательный рассказ о Городецкой росписи. |
Ответы детей |
|
1.«В реставрационной мастерской» |
Цель: дать знания детям о реставрационной мастерской.
|
Цель: практическое выполнение заданий |
|
|
- Дети! А если изделие состарилось, краска стёрлась или изделие разбилось. Что делать? |
Ответы детей. |
|
Чтобы отремонтировать изделие при музее создают реставрационные мастерские. А люди в этих мастерских – реставраторы обновляют изделия: восстанавливают узор, склеивают по частям. И я предлагаю вам на некоторое время стать реставраторами и собрать изделия из отдельных частей. |
Дети объединяются парами и восстанавливают картинку из отдельных частей. Кто быстрее? |
||
Педагог задает вопросы: |
Дети отвечают на вопросы. |
||
Изделие какого народного промысла вы отреставрировали? |
Мы отреставрировали филимоновского барашка. |
||
Как вы догадались, что это филимоновская игрушка? |
У барашка длинная шея, маленькая головка. Он расписан полосками зелёными и красными. |
||
А вы что собрали? |
Мы собрали хохломскую вазу. |
||
Какой узор украшает вазу? |
На жёлтом фоне нарисованы ягодки, листочки, травка. |
||
А вы что отреставрировали? |
Мы отреставрировали гжельский чайник. |
||
Объясни, как выглядят работы гжельских мастеров? |
Они белые, а узоры синие. |
||
Изделие какого народного промысла вы собрали? |
Мы собрали дымковскую барышню. |
||
Какие узоры её украшают? |
Жёлтые кружочки, красные точки большие, маленькие точки синие и чёрные, красные волнистые линии. |
||
Из какого материала сделаны дымковские игрушки? |
Дымковские игрушки сделаны из глины. |
||
Молодцы, ребята! Вы успешно собрали картинки и правильно определили, к какому промыслу принадлежит изделие. |
|
||
2.«В мастерской художника» |
Цель: Выявить, как дети применяют свои знания на практике |
Цель: использование знаний в практической деятельности |
|
|
- Чтобы пополнить музей новыми изделиями, их можно делать самим. Мы с вами лепили коней, барашков, изготовили тарелочки из папье-маше. Сегодня мы их распишем и пополним музей. |
|
|
Педагог помогает детям советом при выборе цвета, узора. |
Дети самостоятельно расписывают поделки и выставляют их в соответствующем зале. |
||
Заключение
|
Цель: анализ и подведение итогов |
Цель: получить оценку своей деятельности. Обмен впечатлениями |
|
|
- Что мы сегодня посетили? |
- Музей народных промыслов. |
|
- С какой целью, для чего создаются музеи? |
Ответы детей. |
||
- В каких мастерских мы побывали? Зачем при музеях мастерские? |
Ответы детей |
||
Рефлексия |
Что вам больше понравилось? Какую выставку и почему вы бы еще хотели посетить? |
Ответы детей. |
|
- Если бы появилась возможность подарить другу любую игрушку или изделие, которые вы видели сегодня в музее, что бы вы подарили и почему? |
Ответы детей |
||
- Мы заканчиваем нашу экскурсию. А вы по желанию можете ещё раз пройти по выставочным залам, полюбоваться изделиями народных мастеров. |
|
||