Конспект образовательной деятельности по развитию речи: Ознакомление с поговорками и пословицами в старшей логопедической группе: «Путешествие в страну слов»
Автор: Зикункова Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ «ДС № 362 г.Челябинска»
Задачи:
расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры; упражнять
в умении рифмовать слова; продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями пальцев рук; разучить с детьми пословицу; развивать мелкую мускулатуру кистей рук; развивать воображение, словотворчество, воспитывать любовь к русской литературе.
Оборудование:
костюм феи; аудиозаписи - шум моря, песни «Облака, белогривые
лошадки» С. Козлова, В. Шаинского, «Улыбка» М. Пляцковского, В. Шаинского, сборник классической музыки; картонное «солнце», поднимающееся на веревочке; панно с изображением неба, облаков, моря; вырезанные из цветного картона «облака» разной формы; корзинка, морские камни.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, чтение и заучивание пословиц.
Ход занятия:
Под музыку входит Фея (воспитатель).
Фея: - Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Принимаете приглашение? Путешествие мы совершим с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит тихая музыка). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Но что это? (На фоне панно с небом, морем и облаками восходит «солнце», поднимающееся на веревочке).
Фея:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это солнце!
Фея: Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Вы видите, что солнце золотое. Как еще можно сказать о солнышке, какое оно, с чем его можно сравнить? (Ответы детей).
Фея: Давайте поиграем с солнышком.
(Проводится пальчиковая гимнастика, дети встают в круг).
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем. (Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Фея: Молодцы! А сейчас взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (Ответы детей).
Фея: Прекрасно! А теперь отдохните, на облака посмотрите. (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).
Фея: Как быстро по небу бегут облака!
Похоже одно на конька-горбунка,
Другое - на мчащееся авто,
А третье, похоже, не знаю на что!
Фея: А как вы думаете, на что похоже это облако? Это облако похоже на рыбку. А вот это облако? Это облако похоже на цветок. Возьмите в руки маленькие облачка и внимательно на них посмотрите. Проведите пальчиком по контуру своего облачка. Пофантазируйте, на что они похожи. Скажите нам вслух. Вот так: «Мое облако похоже на ...».
(Ответы детей.)
Фея: Какие замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей, а значит и прекрасней. А вы знаете, что слова можно найти везде?
Фея: Я слова найду везде -
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
(Звучит шум моря.)
Фея: Дети, послушайте, что это за шум? Да, это море. Оно очень красиво. А что за птицы летают над водой? Что они высматривают в волнах? Послушайте про них пословицы:
- Видна птица по полету, а человек по походке;
- Красна птица пером, а человек — умом;
- Увидел скворца — весна у крыльца;
- Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой;
- Птица радуется весне, а младенец матери;
- Дружные чайки и ястреба одолеют;
- Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Фея: Давайте повторим эту пословицу медленно хором: Видна птица по полету, а человек по походке. А теперь по одному.
(Дети по одному произносят пословицу). Фея раздает им за это камешки.
Фея: Поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. Чуть позже ваши камешки превратятся в волшебные. Послушайте еще раз пословицы и не просто слушайте, а подсказывайте мне слова- закончи пословицу!
Фея:
- Видна птица по полету, а человек -
- ........
- (по походке);
- Красна птица пером, а человек -
- .............
- (умом);
- Увидел скворца
- —
- весна
- ..................
- (у крыльца);
- Птицы сильны крыльями, а люди -
- ..........
- (дружбой);
- Птица радуется весне, а младенец -
- .............
- (матери);
- Дружные чайки и ястреба -
- ..................
- (одолеют);
- Лес без птиц и птицы без леса -
- .....................
- (не живут).
Фея:
Дует легкий ветерок.
У меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова -
Слова любви, слова добра.
Фея: Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово - «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Ну-ка, добавьте их в мой кузовок.
Фея: Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. Пусть разлетятся эти слова по нашему саду и по всему миру.
Фея: А сейчас давайте поиграем. Возьмите в руки свои камешки и пройдите на коврик.
Если нравится тебе, то делай так
(хлопок ладонью по камешку в руке, поднятой к левому уху)
Если нравится тебе, то делай так
(то же к правому уху)
Если нравится тебе, то делай так
(два притопа ногами)
Если нравится тебе, то делай так
(наклоны вперед-назад, руки сложены на груди)
Если нравится тебе, то делай так
(присесть на корточки, два раза постучать камешком о пол)
Если нравится тебе, то делай так
(положить камень на пол, перепрыгнуть через него вперед-назад)
Если нравится тебе, то делай так
(махи руками перед собой вверх-вниз).
Фея: Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться. Закройте глаза.
(Звучит музыка.) - Вот мы и дома. Откройте глаза. Вам понравилось путешествие в страну слов? Как вы думаете, вы изменились? (Ответы детей.)
Фея: Перед расставанием я хочу пожелать вам, что бы вы радовали себя и окружающих прекрасными добрыми словами.
(Фея прощается и уходит.)