Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4539 Конспект образовательной деятельности по развитию речи: Ознакомление с поговорками и пословицами в старшей логопедической группе: «Путешествие в страну слов»

Опубликовано 19.11.2018

Конспект образовательной деятельности по развитию речи: Ознакомление с поговорками и пословицами в старшей логопедической группе: «Путешествие в страну слов»

 

Автор: Зикункова Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ «ДС № 362 г.Челябинска»

 

Задачи:

расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры; упражнять

в умении рифмовать  слова;  продолжать  формировать умение  четко произносить  слова, сочетать  слова  с  движениями  пальцев рук;  разучить  с  детьми  пословицу;  развивать мелкую мускулатуру кистей рук; развивать воображение,  словотворчество, воспитывать любовь к русской литературе.

Оборудование:

костюм  феи;  аудиозаписи  -   шум  моря,  песни  «Облака,  белогривые

лошадки» С. Козлова, В. Шаинского, «Улыбка» М. Пляцковского, В. Шаинского, сборник классической музыки; картонное «солнце», поднимающееся на веревочке; панно с изображением неба, облаков, моря; вырезанные из цветного картона «облака» разной формы; корзинка, морские камни.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, чтение и заучивание пословиц.

 

Ход занятия:

Под музыку входит  Фея (воспитатель).

Фея: - Здравствуйте, мои милые! Я  Фея из страны Слов! Те,  кто попадают  в мою страну,  немного меняются.  Хотите узнать  как?  Тогда я приглашаю  вас  к  себе  в гости. Принимаете приглашение? Путешествие мы  совершим с помощью  фантазии.  Закройте, пожалуйста,  глаза.  (Звучит тихая музыка).  Вот мы и прибыли.  Откройте глаза.  Но что это?  (На фоне  панно  с  небом,  морем  и  облаками  восходит  «солнце»,  поднимающееся на веревочке).

Фея:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно,  это солнце!

Фея:  Посмотрите,  какое  замечательное  солнце!  От  его  света  мир  становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Вы видите,  что  солнце  золотое.  Как  еще можно  сказать  о  солнышке,  какое  оно,  с  чем  его можно сравнить? (Ответы детей).

Фея: Давайте поиграем с солнышком.

(Проводится пальчиковая гимнастика,  дети встают в круг).

Солнышко,  солнышко,

Погуляй у  речки            (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко,  солнышко,

Разбросай колечки.       (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.     (Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем,  поваляем    (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И  назад тебе вернем.  (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

 

Фея: Молодцы! А сейчас взгляните на небо.  Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (Ответы детей).

Фея:  Прекрасно!  А  теперь  отдохните,  на  облака  посмотрите.  (Звучит  песня «Облака,  белогривые лошадки»).

Фея: Как быстро по небу бегут облака!

Похоже одно на конька-горбунка,

Другое -  на мчащееся авто,

А третье,  похоже,  не знаю на что!

Фея: А как вы думаете,  на что похоже это облако? Это облако похоже на рыбку. А вот  это  облако?  Это  облако  похоже  на  цветок.  Возьмите  в руки  маленькие  облачка  и внимательно  на  них  посмотрите.  Проведите  пальчиком  по  контуру  своего  облачка. Пофантазируйте, на что они похожи.  Скажите нам вслух. Вот так: «Мое облако похоже на ...».

 (Ответы детей.)

Фея: Какие замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей,  а значит и прекрасней. А вы знаете,  что слова можно найти везде?

Фея: Я  слова найду везде -

И  на небе,  и в воде,

На полу,  на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!

  (Звучит шум моря.)

Фея: Дети, послушайте,  что это за шум? Да, это море.  Оно очень красиво. А что за птицы  летают  над  водой?  Что  они  высматривают  в  волнах?  Послушайте  про  них пословицы:

-   Видна птица по полету,  а человек по походке;

-   Красна птица пером,  а человек  —  умом;

-  Увидел скворца  —  весна у  крыльца;

-  Птицы сильны крыльями,  а люди  —  дружбой;

-  Птица радуется весне,  а младенец матери;

          -  Дружные чайки и ястреба одолеют;

-  Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Фея: Давайте повторим эту пословицу  медленно хором:  Видна птица по полету,  а человек  по  походке.  А  теперь  по  одному.

 (Дети  по  одному  произносят  пословицу).  Фея раздает им за это камешки.

Фея: Поиграйте с камешками,  покатайте их в ладонях.  Чуть позже ваши камешки превратятся в волшебные.  Послушайте еще раз пословицы и не просто слушайте, а подсказывайте мне слова- закончи пословицу!

Фея:

  • Видна птица по полету,  а человек -
  • ........
  • (по походке);
  • Красна птица пером,  а человек -
  • .............
  • (умом);
  • Увидел скворца
  •  — 
  • весна
  • ..................
  • (у крыльца);
  • Птицы сильны крыльями,  а люди -
  • ..........
  • (дружбой);
  • Птица радуется весне,  а младенец -
  • .............
  • (матери);
  • Дружные чайки и ястреба -
  • ..................
  • (одолеют);
  • Лес без птиц и птицы без леса -
  • .....................
  • (не живут).

Фея:

Дует легкий ветерок.

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова -

Слова любви,  слова добра.

Фея: Я  знаю  слово,  от  которого мир  вокруг становится прекрасней.  Это  слово - «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Ну-ка,  добавьте их в мой кузовок.

Фея:  Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. Пусть разлетятся эти слова по нашему саду и по всему миру.

Фея:  А  сейчас  давайте  поиграем.  Возьмите  в руки  свои  камешки  и  пройдите  на коврик.

           Если нравится тебе,  то делай так

(хлопок ладонью по камешку в руке,  поднятой к левому уху)

Если нравится тебе,  то делай так

(то же к правому уху)

Если нравится тебе,  то делай так

(два притопа ногами)

Если нравится тебе,  то делай так

(наклоны вперед-назад, руки сложены на груди)

Если нравится тебе,  то делай так

(присесть на корточки,  два раза постучать камешком о пол)

Если нравится тебе,  то делай так

(положить камень на пол,  перепрыгнуть через него вперед-назад)

Если нравится тебе,  то делай так

(махи руками перед собой вверх-вниз).

Фея:  Наше  путешествие  подошло  к  концу.  Пора  возвращаться.  Закройте  глаза.

(Звучит  музыка.) -  Вот  мы  и  дома.  Откройте  глаза.  Вам  понравилось  путешествие  в страну слов? Как вы думаете,  вы изменились? (Ответы детей.)

Фея:  Перед  расставанием  я  хочу  пожелать  вам,  что  бы  вы  радовали  себя  и окружающих прекрасными добрыми словами.

(Фея прощается и уходит.)