Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4557 Консультация для воспитателей "Природа глазами ребенка" (экологическое воспитание)

Опубликовано 22.11.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    ДЛЯ    В О С П И Т А Т Е Л Е Й

 

«Природа глазами ребенка»

 

 Подготовила и провела:

 С.В. Чижкова

26.12.2017г.

 

р.п. Сапожок

                                                                            

            Экологическое образование тесно связано с развитием «умных эмоций», способствовать сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь увидеть красоту окружающего мира, а значит с изобретательной деятельностью.  

            Изобретательная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет удержать в руке карандаш? Траву, солнышко, дождик. Для того чтобы что то нарисовать, нужно рассмотреть. Можно отметить, что дети после занятий по экологии совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник.

             Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если взрослый помогает ребенку увидеть необычное в обычном, обращает его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любуется закатом и удивляется отражению облаков в луже, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.

             К сожалению, мы взрослые, нередко отбиваем у ребенка естественный интерес исследователя, вместо того, чтобы поддержать его. Можно вместе с малышом любоваться росинкой на траве, или капелькой дождя, увидев в ней отражение всего мира, можно сказать: «Не подходи к газону, промочишь ноги!» дети любят волшебство и даже немного в него верят. Так почему бы нам не посмотреть на природу глазами волшебника? Волшебник владеет искусством превращения, и природа тоже. Капелька воды превращается в снежинку, льдинку, иней, а упавший листок – в почву. Один секрет природы состоит в том, что в ней нет ничего лишнего, нет мусора. Есть только разные превращения. Если попробовать нарисовать портрет воды, у каждого человека он будет свой. Кто то нарисует дождь, кто то нарисует озеро, кто то пар. И каждый будет по своему прав. Потому что вода тоже волшебная. Она постоянно меняет свой облик.

              Тот, кто часто общается с природой, и сам не много становится волшебником. Его фантазия превращает обычную корягу или шишку в сказочного человека, гриб – трутовик – в чудо дерево. Очень важно, чтобы ребенок – исследователь оставался еще и ребенком художником, ребенком фантазером. Именно поэтому я большое внимание уделяю созданию поделок из природного и бросового материала.

             Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой. Современные дети окружены искусственными материалами,

 

похожими на настоящие. Покрытие столиков в кафе имитируют гранит, в кадрах «растут» пластмассовые пальмы и другие растения. Внешне все это похоже на настоящие, но сходство это только внешнее. Попробуйте погладить лист живого растения и искусственного, поверхность гранита и пластмассовую, похожую на этот камень.       

             Искусственные материалы, в отличие от природных, одинаковы при прикосновении. Природный камень имеет разную поверхность, она может быть теплой и холодной, гладкой и шершавой. Человеку необходимы ощущения (а тем более ребенку), вызванные именно природным материалом. Еловая и сосновая шишки, мрамор и известняк, каштан и грецкий орех могут служить отличным материалом для поделок – и заодно развивать сенсорику ребенка. Камешки разного размера и формы, шишки, плоды, семена, сухие листья – все это и материалы для экспериментирования, игры, и для создания самых разных фигурок, макетов разнообразных композиций. При создании разнообразных поделок из природного материала, я реализую комплексный подход к использованию природного материала. Раньше я детям давала готовый природный материал для работы, но теперь прежде чем создавать композицию из шишек, семян и камней проводим их исследование. В группе организован уголок самостоятельной деятельности, где размещен природный материал, как для исследования, так и для творческой работы.