Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4558 Консультация для воспитателей "Что хотят знать дети о растениях"

Опубликовано 22.11.2018

         

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    ДЛЯ    В О С П И Т А Т Е Л Е Й

 

«Что хотят знать дети о растениях»

 

Подготовила и провела:

 С.В. Чижкова

 26.02.2016 г.

 

р.п. Сапожок

         

   Л.С. Выготский отмечает, что у детей не возникает вопросов по незнакомой проблеме. Они появляются лишь тогда, когда собственные размышления над проблемой не дают положительного над ним. В настоящее время насчитывают 10 тысяч вопросов , которые задают дети дошкольного возраста. Вопросы о растениях составляют примерно 15 %. То есть, о растениях дети спрашивают в 2-4 раза реже, чем о неживой природе, животных и человеке. Дети в своих вопросах просят раскрыть механизмы протекающих в растения процессов. Особенно их интересуют причины и механизмы роста растений и их отдельных частей: как грибы выросли на нашем участке? Как из семечка вырос подсолнух? Как деревья растут? Как цветы растут? Я этого не видел? Никто не видел? Зачем растут деревья? Почему на столбах (имеются ввиду линии электропередач) не растут листья? А деревья живые? Строение интересует каждого четвертого ребенка.

             Растения встречаются в трех жизненных формах: трава, дерево и куст. Наибольшее внимание детей привлекают деревья, затем травы. Вопросы о кустах единичны, как правило, сочетаются с вопросом о деревьях. Из всех деревьев наибольшей любовью у детей пользуются хвойные. Вероятно, это связано с необычной формой листьев, сохранением зеленого наряда круглый год и воспоминаниями о новогодних праздниках. Почему у елки не опадают иголки? Почему сосна всегда зеленая? Почему листья на деревьях всегда желтеют, а у елки зеленые иголки? Почему у елки всегда колются иголки?

             Как видно из вопросов, которые часто задают дети, варьируются всего три мотива: цвет, колючесть, способность сохранять иголки зимой.

30% из вопросов у детей относится к растению как целостному организму. 70% - к его отдельным органам. Интерес детей к растениям распределяется следующим образом: лист – 63%, плод – 15%, цветок – 13%, стебель – 7%, корень – 2 %. Значит дети чаще всего спрашивают о листьях и реже всего о корнях.

             У детей встречаются такие вопросительные слова: Почему – 71%, Как? Зачем? Отчего? – 5%-6% Кто? Что? Какой? Откуда? – 2% - 3% Куда? Где? Когда? Из чего? – менее 1%. Как видно, абсолютное первенство принадлежит вопросу Почему? (71%). Это накладывает на нас, педагогов, определенные обязательства: чтобы ответить на вопрос и при этом учесть возрастные особенности детей, воспитатель должен хорошо разбираться в проблемах.

             Наблюдения показывают, что часто взрослые, не понимая биологических основ функционирования живых организмов, воспринимают вопросы детей как наивные и даже глупые. Иногда, отвечая на вопрос, я его просто перефразирую: Почему сейчас холодно? – Потому что сейчас зима. Почему грибы ядовитые? – Потому что в них содержится яд, для чего он нужен.

             Давно отмечено, что дети находятся ближе к природе, чем взрослые, более тонко чувствуют ее закономерности и поэтому хотят понять причину явлений. Они способны понять причины, если объяснение не содержит ложных утверждений и дается в формах, соответствующих их возрастным особенностям. Вопросы детей об отдельных фактах жизни растений как правило, бывают простыми. Вопросы, содержащие сопоставление и рассуждение значительно сложнее. Дерево живое и кошка живая. Почему дерево не бегает? Как цветы растут? Я этого не видел. Почему у всех деревьев цветы разного цвета? Как дышат растения? Откуда произошли деревья?

             По степени сложности детские вопросы можно разделить на три группы: легкие, средние, трудные. Легкие названы вопросы, которые не требуют специальных знаний, на них можно ответить любому взрослому. Почему на дорожках не растет трава? Зачем поливать растения? Такой вопрос: Почему листья летом зеленые, а осенью желтые? – требует знания механизмов фотосинтеза и без специальной подготовки по биологии на него ответить трудно.

           По содержанию детские вопросы – многоплановые: о сезонных изменениях, о цвете растений и их частей, о разнообразии растений, о механизме процессов и явлений, о форме, внешнем виде, вкусе, запах и другие.

           Много вопросов (25%) дети задают о сезонных изменениях в жизни растений. Дети интересуются: Почему листья желтеют и почему они опадают? Почему листья с дерева упали? Зачем листья падают? Почему с дерева не все листья падают сразу? Встречаются и более глубокие вопросы: Почему листья замерзают, а ветки на дереве зимой не мерзнут? Почему деревья не погибают зимой? Их уже можно назвать не вопросами, проблемами. В подавляющем большинстве случаев (85%) дети интересуются осеннее – зимним периодом и только 15% - весеннее – летним. Отсюда следует, что умирание природы оказывает на детей большее эмоциональное воздействие, чем ее пробуждение.

            Почему листья зеленые? Почему арбуз полосатый? Какого цвета морковка? Почему на коре у березы есть пятна? – спрашивают дети.

Вопросы этого типа свидетельствуют об интуитивном убеждении детей о том, что у растений нет ни одного признака, который был бы полезным, не играл бы в их жизни важной роли.

           Задавая вопросы об основных жизненных функциях растений, детей интересует, как они дышат, пьют, спят, растут, почему не падают и многое другое. живой отклик в душе ребенка вызывают ситуации, когда растения повреждаются. Детей волнует, не больно ли растениям, не страдают ли они. С этой тематикой связано 6% вопросов. Деревьям без листочков не холодно? Когда листья шуршат, им больно? Почему засохло дерево? Всегда ли его поливали? Всегда ли его поливали? Травке не больно, когда ее подрезали?

Интересует детей размер, форма, вкус, запах растений и их отдельных частей. Здесь практически каждый вопрос начинается со слова «почему». Это ясно показывает, что дети на подсознательном уровне улавливает связь организмов со средой обитания, связь строения и функций и, как само собой разумеющееся, принимают мысль о том, что в природе беспричинных явлений нет.

             Очень мало (всего 5%) вопросов связано с уходом за растениями, да и те чаще носят не столько агротехнический, сколько теоретический характер. Зачем сжигают листья? Зачем нужно рыхлить землю в цветах? Почему рыхлят землю под деревьями? Почему весной ветки обрезают? Зачем поливают цветы? Как корешки сосут воду, ведь у них нет рта? Этот факт объясняется тем, что детей редко привлекают к практической деятельности, к посадке и уходу за растениями, поэтому соответствующие вопросы не возникают. Можно считать, что познавательные возможности дошкольников в области знаний о растениях выходят далеко за пределы программы детского сада. Многие вопросы для своего возникновения требуют от детей хорошо развитой наблюдательности, сформированной способности к анализу и синтезу, умения обобщать и предвидеть конечный результат наблюдаемых процессов и явлений.