Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №10 города Красноармейска саратовской области»
Консультация для воспитателей
«Работа с одарёнными детьми в ДОО»
Воспитатель: Сидорова Т.А.
г. Красноармейск 2018г.
В группе ДОО может оказаться ребенок, который заметно отличается от других детей. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, успешен в деятельности, знает больше, чем сверстники, отвечает на вопросы раньше остальных детей. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, затеняя остальных детей своими знаниями. Возможно, что это одаренный ребенок.
Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Детская одаренность может проявляться в разных видах деятельности: в спорте, музыке, изобразительной деятельности, танцах, может проявлять лидерские качества и т. д. Иногда детская одаренность проявляется сразу в нескольких сферах.
Различаются виды одаренности:
1.Художественная одаренность (высокие умения и достижения ребёнка в области художественного творчества и в музыке, живописи, скульптуре, высокие актерские способности).
2.Общая интеллектуальная одаренность (ребёнок быстро запоминает и сохраняют информацию, что позволяет ему быть успешным во многих областях знаний).
3.Творческая одаренность (ребёнок с творческой направленностью отличается независимостью в суждениях, обладает чувством юмора, ярким темпераментом).
Выявление одаренности - задача как родителей, так и воспитателей детского сада. Ведь проявления одаренности могут со временем угасать, если не развивать способности ребенка. Существуют специальные тесты для выявления одаренности детей - ими обычно пользуются психологи. В домашних условиях выявить одаренность ребенка можно по ряду признаков.
Для одаренного ребёнка характерен высокий уровень любопытства. Он активно и с удовольствием познаёт окружающий мир, способен на долгое время концентрировать свое внимание к определенному делу, негативно реагирует на попытки ограничения его исследовательской деятельности.
У ребёнка большой словарный запас. Он в сравнении со сверстниками может быть более развитым интеллектуально, физически или эмоционально. Часто бывает, что одаренность ребенка мешает ему дружить с другими детьми своего возраста, а потому он может «тянуться» к взрослым или более старшим детям.
Одаренность может проявляться как в самом раннем возрасте, так и много позже, когда ребенок уже учится в школе. Если детская одаренность проявилась рано, то не всегда она сохраняется и в дальнейшем: часто юные вундеркинды становясь старше, перестают отличаться от сверстников.
Обычно в детском саду выявляют одаренных детей воспитатели, в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Для проявления детской одаренности необходимо использовать следующие
формы работы:
- конкурсы и выставки детского творчества разной тематики;
- музыкальные развлечения и праздники;
- спортивные соревнования;
- различные интеллектуальные викторины;
Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его всё равно нужно учить.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что все дети одарённые. Главное помогать детям раскрыть и развивать их одарённость, а не тормозить развитие. При этом помнить три правила:
1. Помоги, но не навреди
2. Заинтересуй, но не настаивай
3. Учитывай индивидуальность
Чтобы развивать одарённость дошкольников, воспитатель сам должен быть творческим: постоянно самосовершенствоваться, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения. Все усилия педагога должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Воспитатель должен способствовать формированию у детей достаточно высокой самооценки, которая будет стимулировать их к деятельности.
Важным условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды детском саду – создание условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка
Важным условием решения задач по развитию потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.
Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.
1.Информационно-аналитическое (анкетирование, беседы, опросы родителей которые помогают выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт и традиции воспитания детей).
2.Познавательное направление (консультации, открытые занятия, день открытых дверей, семинары-практикумы, семейные клубы – которые помогают повысить компетентность родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста).
Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимыми помощниками и партнерами воспитателю. Родители одаренных детей должны быть проинформированы для активной поддержки и развития задатков и способностей детей.
Результатами совместной деятельности воспитателей и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:
Спортивные праздники
Музыкальные театрализованные праздники
Совместные выставки рисунков и поделок.
Совместные творческие мероприятия
Опыт работы показывает, что при создании в детском саду и семье, где воспитывается одарённый ребёнок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства, ребёнок может пройти путь от первых появлений склонностей до яркого рассвета способностей и одарённостей.