Научно-исследовательская работа на тему:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитателя МБДОУ Детский сад № 12 «Алтынчач» г. Дюртюли Хазиевой Ильмиры Динмухаматовны
Г. Дюртюли, 2019
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края - показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.
Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий, При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране.
Богатейшие материалы по истории Республики Башкортостан и ее городов собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашего исследования. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей малой родине.
Главной задачей системы дошкольного образования здесь выступает - не допустить безразличия среди детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан, приобретает в современных условиях, важнейшее значение.
В ходе ознакомления детей с историей Республики Башкортостан решались следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах Республики, России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи нами решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке ив только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл. Они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
В ходе нашего исследования были организованы следующие формы работы с детьми:
- Тематические беседы «Россия - родина моя!», «Символика России», «Россия на карте мира», «Мир вокруг нас», «Разноцветные люди» и т.д.;
- Выставка в книжном уголке «Мы живём в России»;
Музейное исследование «Государственные символы России» (краеведческий музей);
- Спортивный досуг «Вместе весело играем» (национальные игры);
- Музыкальное развлечение «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы);
- серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома пинают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдетдорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.
Так в «День моей семьи» старшие дошкольники обсуждают семейные традиции, говорят о различных национальностях в своей родословной. Малыши рассматривают семейные фотографии, рассказывают о родных и близких, знакомятся со значением имён.
«День национальной культуры» проводится с целью закрепления и обобщения знаний детей о национальной символике; традициях русского народа и других национальностей. Младшие дошкольники рассматривают куклу в национальном костюме, российскую символику; знакомятся с русской матрёшкой. Все группы в этот день посещают мини-музей «Народов России».
«День национальной игры» был полностью посвящен играм народов России. Дети с удовольствием играют в знакомые национальные игры и разучивают новые, передающие традиции разных национальностей.
Дети совместно с родителями и воспитателями собирали материал из газет и журналов (альбом «Это интересно»), вели поисковую деятельность, чтобы пополнить страницы «Книги рекордов детского сада», ежедневно вели экран «Хроника жизни в группе», собирали коллекции семян, значков, камней и т. д.. Встречи с интересными людьми – ветеранами ВОВ и труда, с литераторами, художниками, с сотрудниками заповедника расширили представления детей о современном мире.
Исследование показало, что воспитание доброго отношения к родному краю для подражания важно для формирования его морального облика, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, так же способствует формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию и изучению геральдики разных городов нашей страны.