Конспект
интегрированного занятия
для детей средней группы
«В гости к царю Берендею»
Воспитатель МБДОУ «Ромашка»
Асеева Л.А.
Программные задачи:
Закрепить знания детей об окружающей природе, о птицах, деревьях, лекарственных растениях.
Формировать умения использовать имеющиеся знания в повседневной жизни.
Развивать логическое мышление, внимание, воображение, память, связную речь, сообразительность.
Воспитывать бережное отношение к природному окружению родного края.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье, Социализация, Художественное творчество.
Обогащение словаря: Берендей, пижма, зверобой, Красная книга, лекарственные растения, костяника, сыроежка,
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за насекомыми, птицами, растениями: рассматривание иллюстраций с изображением сюжетов о природе, отгадывание загадок о явлениях природы, птицах, насекомых; чтение заучивание стихов и рассказов о красоте родной природы.
Материал: избушка, дерево, метла из прутьев разных деревьев, декорация с изображением леса, образцы лекарственных трав: заготовки для поделки совы: шишки, перья, семечки, шляпки желудей, пластилин, подставки для поделки, салфетки; аудиозапись с пением птиц, музыкальное оформление во время выполнения поделки.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в сказочное путешествие к лесному царю Берендею. Прослышал про вас царь лесной - Берендей, и решил пригласить всех вас в гости. Ждёт он нас на лесной полянке. Но попасть туда непросто - нужны знания. К Берендею ведут нелёгкие пути-дорожки. На дорожках тех - трудности разные. Дорожку первую я вам укажу. А ведет она прямо к Бабе-Яге.
(Стоит макет избушки на курьих ножках)
Баба-Яга: Слышу, слышу, русским духом пахнет. Вижу, вижу, сколько вас ко мне прибежало! Непросто к царю Берендею попасть. Вот отгадайте мои лесные загадки, тогда укажу путь-дорожку к нему.
1. Весной одевается, а осенью раздевается. (Дерево)
2. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрявая, а не человек. (Берёза)
З.Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
4. Сам мал, незаметно хожу,
А ношу больше себя ношу.(Муравей)
5. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Толю - костяникой,
Мишеньку-орешком,
Петю - сыроежкой. (Лес)
Баба-Яга: Ишь, какие вы знающие, на все вопросы ответили, все загадки разгадали. Но я вам ещё задание дам. Веник я связала, чтобы старые косточки попарить, а из веточек каких деревьев, забыла. Вот вы и разберите мне его по веточке, назовите деревья, помогите бабушке.
Дети выполняют задание. (В венике веточки берёзы, калины, туи, липы, ёлки, ивы).
Баба-Яга: Вот молодцы, ребятки! Спасибо вам! Порадовали старушку, Бабушку-Ягушку! А теперь я покажу вам дорогу до лечебницы доктора Айболита. Вон на дереве висит надпись, видите? Туда и идите!
Дети отправляются дальше. Надпись на дереве:
Всех я травами лечу,
Исцелить я всех хочу,
Приходи ко мне лечиться
и корова, и волчица.
Выходит из-за дерева доктор Айболит.
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! Вовремя вы пришли, я как раз травы собирал.
Ребёнок: Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой
Из даров лесного царства,
Люди делают лекарства.
Ребёнок: Мы растения эти знаем,
Бережём и охраняем.
В Книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Соберём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку
Айболит: Ну,что же, молодцы, ребята!А теперь отгадайте и мои загадки.
Что за растения, и откаких болезней они помогают?
1.Ты растение не тронь,
Жжётся больно, как огонь.
(Крапива . Отваром моют голову, останавливают кровь)
2.Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - серёжки,
На земле лежат листки
Маленькие лопушки.
(Подорожник. Он лечит ранки)
3. Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички.
(Ромашка . Полоскание горла при ангине , ополаскивают волосы для лучшего роста).
4. Соком, какого растения выводят бородавки? (Чистотела)
5.Готовят из него салат,возбуждается здоровый аппетит. (Одуванчик)
Доктор Айболит: Молодцы, ребятки! Вижу, что можете вы своё здоровье поправить без таблеток, а с помощью лекарственных трав. Только условие одно очень важное! Не вырывайте растения с корнем, а собирайте их бережно, осторожно! И обязательно под присмотром взрослых. Договорились?
Ребёнок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвём цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Айболит: А теперь ваш путь, дети, лежит прямо в царство Берендея.
Дети отправляются дальше и оказываются в царстве Берендея.
Берендей: Ну вот, ребята, добрались, наконец, вы ко мне. Наблюдал я за вами, порадовали вы меня своими познаниями. Вижу: что любите вы родную природу. Но вот беда, не поют в моём лесу птицы. Злые люди распугали всех птиц в моём лесу. Стало скучно и не радостно в лесу.
Воспитатель: Негорюй, царь Берендей. Мы с ребятами постараемся тебе помочь и вернуть птиц в лес. Из природного материала изготовим птиц. А ты, царь, своим волшебством оживишь их, и тогда остальные птицы обязательно вернуться в твой сказочный лес.
Воспитатель: Гуляя в парке, мы с вами насобирали много шишек. Из них можно сделать забавные предметы и фигурки. Вначале рассмотрим, какие они разные, эти шишки! На кого они похожи, что вам напоминают? А те, что лежат у вас на столе? Может быть, в них кто-то спрятался?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Вот, к примеру, эта шишка похожа на головастую сову. Чешуйки у шишки напоминают перья. Из желудевых шляпок, мы с вами сделаем огромные глаза. Крылья смастерим из перышек, а клюв - семечка подсолнуха. Все детали соединяем с помощью пластилина. Получилась такая замечательная сова.
Воспитатель выполняет работу, дети внимательно смотрят и запоминают. Затем последовательно выполняют работу вместе с воспитателем. Готовые поделки выставляются на специальные заготовки: деревянный брусочек, на котором с обратной стороны вбит гвоздь. Готовые поделки воспитатель насаживает на гвоздь. Совушки прекрасно держатся и не падают.
Воспитатель с детьми подносят изготовленных птиц Берендею.
Воспитатель: Царь Берендей, оживи наших птиц, пусть скорее возвращаются все птицы в твой замечательный лес и радуют своим прекрасным пением всех на свете.
Берендей машет веточками и звучит запись пения птиц. Дети радуются и приглашают Берендея в весёлый хоровод.
Ребёнок: Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой
Из даров лесного царства,
Люди делают лекарства.
Ребёнок: Мы растения эти знаем,
Бережём и охраняем.
В Книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Соберём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку
Ребёнок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвём цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты!