Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4194 Статья для педагогов и родителей

Опубликовано 17.08.2018

Вердян Диана Севаковна

МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова
воспитатель


Статья для педагогов и родителей

 

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

КОНФЛИКТНЫХ ДЕТЕЙ

 

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема эмоционального развития конфликтных детей. Эмоционально-личностное развитие ребенка определяет его психическое благополучие и дальнейшее существование в мире и осознании своего «Я».  

Ключевые слова: эмоциональное развитие, конфликтные дети, демонстративность, межличностные взаимоотношения, агрессивные дети.

 

Проблема развития эмоционального мира ребенка в период дошкольного возраста является одной из наиболее важных в психологии и педагогике, т.к. рассматривая эмоции, мы непосредственно затрагиваем не только общие закономерности развития психики детей, но и особенности личностного становления детей в период дошкольного возраста.

По мнению А.Н.Леонтьева, дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком открывается окружающий мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя соответствующие действия с ними. О.А. Шаграева отмечает, что ребенок испытывает свою независимость от непосредственно окружающих его людей, считаясь с требованиями, предъявляемыми этими людьми к его поведению, определяя тем самым его межличностные взаимодействия с ними, влияющие на дальнейший опыт ребенка [1].

Межличностные взаимодействия и взаимоотношения дошкольников как относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, оказывают непосредственное влияние на психическое и личностное развитие ребенка, одним из критериев которого является его эмоциональное развитие, составляющее переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей: дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют и все это порой остро переживается детьми и сопровождается разнообразными эмоциями. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Говоря об эмоциональном развитии дошкольников, связанным с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей, необходимо отметить возникновение у детей социальных эмоций, нравственных чувств и эмоционального предвосхищения, принимающих участие в общении и взаимодействии дошкольников.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные [2]. Но всего этого может и не быть, если дошкольники отличаются повышенной конфликтностью.

В группе детского сада нередко существуют конфликтные отношения - это способы организации взаимодействия со сверстниками, окрашенные негативным, аффективным эмоциональным фоном и связанные с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему.

Все это происходит из-за того, что они не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что, безусловно, является определяющим барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться и взаимодействовать. Конфликтные отношения со сверстниками, эмоциональное неблагополучие и дискомфорт ребенка среди сверстников определенным образом отражается на формировании личности ребенка и может привести к различным типам конфликтного поведения.

При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде, эмоциональной несдержанности и импульсивность, что непосредственно сказывается на исходе совместной деятельности и отношению к сверстникам. Однако, в основном, эти проявления носят ситуативный характер, а представления о других детях остаются положительными, что не препятствуют дальнейшему общению и взаимодействию.

По мнению Д.Б. Эльконина детские конфликты возникают по поводу ресурсов, связанных с предметами или интересами, дисциплины (поведения), трудностей в общении, ценностей и потребностей. Если все это имеет место быть во взаимоотношениях  между детьми, то, скорее всего, мы говорим о конфликтных детях, одной из существенных особенностей которых является агрессивность.

Находясь в  состояние агрессии, ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Среди  факторов, провоцирующих агрессивность обычно выделяются: особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и др. Следовательно, уже в дошкольном возрасте складываются внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Все это оказывает существенное влияние на становление эмоционально-личностной сферы детей.

По мнению А.Д. Кошелевой, при неблагоприятных условиях развития у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния, и развивается устойчивое негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. Это приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.п.) [3].

В практическом исследовании нами изучены особенности эмоционального развития  конфликтных детей дошкольного возраста и их отношения к конфликтной ситуации. Данное исследование проводилось на базе МДОУ «Теремок», р/п Романовка, Романовского района, Саратовской области. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (30 детей). Для выявления конфликтных детей мы использовали следующие методики: наблюдение в игре (А.И. Анжарова),  «Картинки» (Калинина Р.Р), Методика цветовых выборов М.Люшера.

На основании результатов констатирующего эксперимента был определен уровень конфликтности детей, их отношение к конфликтной ситуации и эмоциональное состояние.

Низкий уровень конфликтности поведения (25%) - это дети, имеющие социометрический статус предпочитаемых: характеризуются как не конфликтные, спокойные с преобладанием положительных эмоций, поддерживающие вполне спокойные отношения и легко идущие на контакт.

Средний уровень (50%) - дети, которые имеют статус предпочитаемых или изолированных: характеризуются легкостью контактов со сверстниками и продуктивностью взаимодействия в процессе общения. Но конфликты возникают в процессе игровой деятельности, особенно касаемо выбора роли или нарушения правил игры.

К высокому уровню конфликтного поведения (25%) относятся дети, имеющие в группе сверстников статус отверженных/изолированных или звезд. Такие дети в процессе взаимодействия со сверстниками зачастую сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила, отнимают игрушки, конфликтуют по поводу распределение ролей в игре.

У детей со средним и высоким уровнем конфликтности преобладают  отрицательные эмоции, а у детей с  низким и средним уровнем преобладают положительные эмоции. Анализ результатов исследования подтверждает необходимость организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у дошкольников.

Наблюдение показало, что в экспериментальной  группе конфликтные ситуации в процессе игры возникали довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными. Как правило, в конфликты были вовлечены некоторые дети, которые, либо сами их провоцировали, либо выступали в качестве противоположной стороны, защищая свои интересы. В конфликтах участвовали в основном лидеры группы и отверженные.

По методике «Цветовые выборы» (М.Люшер) в экспериментальной группе зона преобладания положительных эмоций составила 70% детей. Детей данной категории отличает оптимистичное настроение. Зона преобладания  отрицательных эмоций составила 30%, что говорит доминировании плохого настроения и неприятных переживаний. Плохое настроение свидетельствует о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.

Для проведения формирующего эксперимента в ДОУ нами была разработана и апробирована программа коррекции отрицательных эмоций и конфликтного поведения базирующаяся на принципах, способствующих созданию условий для естественного гармоничного развития личности ребенка.

Целью программы, состоящей из комплекса занятий, является создание условий для преодоления отрицательных переживаний. Каждое занятие предполагает свое направление деятельности и особенности проведения. Упражнения, включенные в структуру занятия, направлены на развитие комфортных взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь, уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе и на формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.

Результаты контрольного этапа эксперимента в экспериментальной группе свидетельствуют о положительной динамике в рамках разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками в совместной деятельности и положительных эмоциональных проявлениях испытуемых, что позволяет сделать вывод об  эффективности проведенной программы коррекции отрицательных эмоций и конфликтного поведения.

Таким образом, своевременная и систематическая реализация психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию эмоционального благополучия дошкольников, способствует положительному взаимодействию и разрешению конфликтных ситуаций на уровне взаимодействия со сверстниками.