Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3699 Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Бабушка избушка»

Опубликовано 27.02.2018

Кудинова марина Анатольевна
воспитатель

МБДОУ детский сад №60

пгт Инской, г Белово, Кемеровская область

 

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Бабушка избушка»

Цель: Формировать представление о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).

Развивающие задачи:

Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Развивать воображение детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Виды деятельности:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Художественно – эстетическое  развитие».

Материалы и оборудование: Предметы домашнего обихода, глина, дощечки для лепки, стека.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев

Слушание народных мелодий.

Чтение стихотворений, загадок, пословиц, шуток-прибауток.

Разучивание русских народных песен.

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка.

Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, проходите гости дорогие. Милости прошу в свою светлую горницу. Для дорогих гостей и двери настежь. 

Дети: Мира, счастья вашему дому.

Воспитатель: Проходите, садитесь за стол, угощайтесь пирожками, чаем из самовара (дети садятся и пьют чай).

Дети: Какие у вас вкусные блины.

Воспитатель: Блины испекла для вас печь. Давайте подойдем к печи поближе. Садитесь на лавки, посидим рядом да поговорим ладком.

Основная часть:

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Дети: Печка!

Воспитатель: Правильно это печь. А кто мне скажет: «Для чего нужна   печь?» (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Человек, который умел класть печь, печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе?  Давайте их проговорим:

- «Без печи хата – не хата».

- «Когда в печи жарко – тогда и варко».

- «Что есть в печи – все на стол мечи».

- «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: Молодцы. 

Физкультурная минутка

Шла изба по мостику и виляла хвостиком

Зацепилась за перила, прямо в речку угодила

В речке шум, в речке звон

Кто не верит, выйди вон…

Воспитатель: Реббта! Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы будите отгадывать.

-  Шуба в избе, рукав на улице?». (печь)

- Стоит изба из кирпича.

То холодна, то горяча.

Накормишь- живет,

Напоишь- умрет». (печь)

- В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе, Загудело в трубе.

Видит пламя народ, А тушить не идет. (печь)

-  Попало наше тесто

В горячее место.

Попало – Не пропало,

Румяной булкой стало. (печка)

Воспитатель: Молодцы. 

О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.  Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Беседа «Знакомство с домашней утварью»

Воспитатель предлагает отгадать  загадки:

-  Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

 А зачем она нужна? (Перемешивать угли в печи)

-  Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля. (чугунок)

Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен?  В чугунке варили кашу, щи.

В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.

-  Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.  (ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

- Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-  Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

 На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Хороводная игра.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять.
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.

Продолжение осмотра музея.

Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

 -А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

 -Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка

Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь.  (Веретено).

Особенности одежды.

Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.

Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

 Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.

Практическая работа из соленого теста.

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из глины  нашим  куклам чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить, (индивидуальная работа).

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».

-  Вам понравилось? (Ответ детей).

-  Что нового вы узнали? (Ответ детей).