Забара Лилия Николаевна
МДОБУ Д/сад № 13 Лесозаводского городского округа
Приморский край
Воспитатель
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. Тема: "Добро и зло"
Цель: уточнить представления детей о добре и зле.
Задачи: познакомить с нравственными категориями добра и зла, которые определяются в соответствии с уровнем понимания детей как «хорошо-плохо»; развивать речь, мышление, словарный запас детей, способствовать воспитанию добрых качеств души (послушания, вежливости, щедрости, трудолюбия)
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Я предлагаю улыбнуться друг другу и подарить приветы.
Воспитатель: Солнцу красному!
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному!
Дети: Привет
Воспитатель: Люди, взрослые и малыши!
Дети: Вам привет от всей души!
(На доске рисунок человека со злобным выражением лица. Звучит веселая музыка.
Вбегает девочка с глобусом в руках, и начинает танцевать, кружиться под музыку Воспитатель прикрепляет рисунок человека на глобус. Глобус ставит на стол.)
Воспитатель: Ребята, на нашей веселой и красивой планете появился злой человек. Как нам освободить планету от него?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы пожелали друг другу хорошего утра и радостного настроения. Мы все знаем удивительное и волшебное слово – доброта. Как вы думаете, это слово может спасти нашу планету? (ответы детей)
А как вы понимаете, что такое доброта? (ответы детей)
Давайте все вместе повторим это слово – доброта. Вы его произносите сердито или тепло? Почему? (ответы детей)
Доброта! Какое прекрасное слово!
Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Дети: О человеке, поступке, встрече, дороге и т. д.
Воспитатель: Добрый человек – какой он?
Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель: Добрый человек , он как солнышко, светлый, яркий, теплый, лучистый, ласковый, . на столе лежат лучики от этого солнышка. Давайте прикрепим их к нему и тот кто будет крепить лучик , должен сказать добрые слова.
( Дети выполняют задание с солнышком .)
Воспитатель: А этот человечек какой? (показывает на рисунок со злым лицом)
Дети: Не добрый, злой, грубый, жадный.
Воспитатель: А теперь представьте, что злой человек это темная туча, он недобрый , плохой, дурной, противный, на столе лежат капли дождя , теперь надо к туче прикрепить капли и называть слова которые включают в себя понятие « зло»
(Дети выполняют задание с тучкой)
Воспитатель : А сейчас, закройте пожалуйста глаза, на минутку, улыбнитесь
(обязательно от души) откройте глаза, посмотрите: у нас в группе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
Желайте людям доброты
Желайте людям счастья
Дарите девочкам цветы
И теплое участье
Пусть завтра будет , как вчера
Кто сердце не остудит!
Спешите день начать с добра
И день ваш добрый будет
Пусть только радость входит в дверь
Откройте двери эти!
И горьких не было б потерь
Совсем на белом свете
Пусть чьи –то сбудутся мечты
И сгинут все напасти,
Пусть будет много доброты
Пусть будет мир и счастье!
- Ребята, какого же человека можно назвать добры? В словаре русского языка я вычитала. « Доброта это – отзывчивость, сочувствие, дружеское отношение к людям.»
А мы добавим. Добрый человек – это тот , кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить в трудную зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Воспитатель: А сейчас Давайте поможем нашему злому человечку стать добрым, хорошим.
Упражнение «Наполни душу добром»
На столе ваза и коробка с разноцветными камешками.
Воспитатель: Ваза – душа человека. Чему надо научить злого человечка, чтобы он стал добрым?
Дети по очереди кладут разноцветные камешки в вазу, приговаривая слова: «Я поделюсь с ним…»
(вежливость, доброта, послушание, любовь и родители, добрые поступки, сочувствие, радость, дружба, бережливость, забота о ближнем)
Воспитатель: Давайте эту вазу подарим злому человечку.
(воспитатель меняет выражение лица человека на доброе)
- Ребята вспомните, часто ли вы бываете вежливые и употребляете добрые слова? Их еще называют «Волшебные»
- Какими «волшебными « словами вы пользуетесь в жизни? ( ответы детей)
Человек должен чаще задумываться о своих поступках. Предлагаю вам ответить на мои вопросы которые называются «Твои поступки». Отвечая на вопросы голосуйте карточками.
Зеленая - согласен
Красная - не согласен
- Пообещав что-то сделать – сделай , не можешь не обещай.
- Понравилась у друга игрушка - забери.
- Приходя утром в д/сад здоровайся со всеми.
- Когда сидим за столом и кушаем, надо разговаривать.
- Воспитатель читает книжку, внимательно слушай.
- Перед едой не надо мыть руки.
- Мокрые руки надо вытирать только своим полотенцем.
- Когда покушали надо говорить спасибо.
- Не понравилась тебе новенькая девочка подергай ее за косички.
- Всегда требуй награды за добрые дела
- Говори только правду , а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
- Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.
Физминутка
Давайте поклонятся доброте! (наклоны головы)
Давайте с думой жить о доброте ( прикладывать ладошки к груди)
Вся в голубой и звездной красоте, ( повор. Рук и корпуса тела влево, вправо )
Земля добра. Она дарит нас хлебом, ( приседание , руки перед собой)
Живой водой и деревом в цвету (руки в стороны)
Под этим вечно не спокойным небом ( руки вверх)
Давайте воевать за доброту ( исходная поз. Руки вдоль тела)
Воспитатель - Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом , вырастил сад и воспитал ребенка»
Давайте сейчас тоже сделаем доброе дело. Мы будем создавать картину.
( детям дают детали из цветной бумаги: дом, деревья, облака, солнце, ,цветы ,фигурки зверей , птиц ,зверей, людей)
(Дети работают , создают картину мира и добра)
-Какая получилась картина? Как мы ее назовем? Какое чувство испытывали , делая добро?
Конечно на доброй земле должны петь птицы, цвести сады, растительный мир планеты зависит от нас людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы и птицы , все погибнет.
Мы совершили долгий путь к познанию доброты. Этот путь нелегкий, каждого человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. Научится быть по настоящему добрым трудно.
ИТОГ.
Предлагаю вспомнить, о чем мы сегодня говорили? И так давайте повторим.
- Старайтесь видеть в людях , прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
- Будь добрым к людям!
- Учись добру у добрых!