Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4104 "Спасение королевы математики"

Опубликовано 15.06.2018

Ляхова Татьяна Ивановна

воспитатель

МБДОУ №6 «Дюймовочка»

Г.Бугульма Тукая, Республика Татарстан.

 

 

«Спасение королевы математики»

 

         Цель: формирование у детей элементарных математических представлений.

 

         Задачи:

1. Расширять умения решать логические задачи и примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа при помощи знаков.

2. Вспомнить запись дробей и изменение объёма жидкости.

3. Развивать логическое мышление и ориентировку в пространстве.

4. Воспитывать у детей чувство толерантности и желание оказать помощь, попавшему в беду.

 

Методическое обеспечение: замок короля и королевы Математики, сова – игрушка, задания для детей, запись голоса Змея Горыныча, карандаши.

 

Мотив: личная заинтересованность – оказание помощи тому, кто в ней нуждается.

 

Методика проведения:

 

  1. Мотивация – исчезновение королевы и её просьба о помощи.

 

       Дети заняты своими делами, воспитатель подходит к математическому уголку и смотрит пристально на замок короля и королевы Математики. Потом проговаривает вслух: «Ничего не пойму. Вчера, когда я уходила домой, королева

была в замке вместе с королем. Дети, вы не видели нашу королеву Математики?»

(Ответы детей.)

 

— Давайте поищем, может быть, она спряталась в своем замке.  (Ищут.)

 

— Королевы нет. Дети, а вот письма здесь вчера не было. Интересно, кому оно адресовано?                                  (Рассматривает.)

 

—   А вот и адрес есть. Кто прочтет? (Дети читают.)

 

— г. Бугульма, детский сад «Дюймовочка», детям группы  «Ягодка».

— Значит, это нам. Давайте откроем конверт и прочтем письмо.

Раскрывают конверт, и воспитатель читает: «Здравс­твуйте, дорогие дети подготовительной группы! Мне так нравилось наблюдать за вами, когда вы занимались мате­матикой. И мы с королем всегда вам помогали усвоить эту науку. Ночью, когда вы спали дома, в вашу группу пробрал­ся злой.... И похитил меня. Спасите меня! Ваша королева Математики».

—   Какое несчастье. Спасем королеву?                 (Ответы детей.)

— Конечно, когда друзья в беде, их всегда надо спасать. Но кто же похитил нашу королеву?                 (Предположения детей.)

 

— А давайте поищем следы похитителя в математическом замке.

                                                          (В клюве совы видят записку.)

 

—      Кажется, совушка, мудрая головушка, хочет подска­зать нам.

        Читает записку: «Меня заколдовал похититель королевы и сказал, что вы тогда сможете освободить королеву, когда разгадаете все задания, которые он даст».

—      Спасибо, совушка. Но кто же похититель?

 

Раздается голос (запись): Я тот, кто жил когда-то на Руси. Меня боялся народ русский, потому что я — самый сильный, самый умный, потому что у меня три головы. Назовите сказ­ки вашего народа, в которых обо мне говорится.

(Дети называют.)

 

Голос: Да, я — Змей Горыныч. Даю вам первое задание. Пусть один из вас станет спиной к замку королевы и сделает шаг впе­ред, потом повернет налево и сделает три шага вперед. Потом подымет левый нижний угол ковра и найдет там задание для всех.                        (По считалочке выбирают того, кто будет выполнять то,

                                          что сказал Змей Горыныч.)

 

Задание 1.

На карточках задание — написать недостающие знаки:
                         11-...= 9                    9....1

15 + 5 = ...      I...6

2+1 = ....          100...100

 

                           (Задания индивидуальны для каждого ребенка.)

 

Задание 2.

После выполнения задания опять звучит голос Змея:

—    Скоро в моем замке будут гости. Их будет очень много, и все они обожают сладкое, в том числе торты. Мои повара испекли торты, но они не знают математики и не смогут раз­делить торт на количество гостей в каждой комнате. Торты
уже у вас. Они находятся там, где вы бываете всего два часа и в горизонтальном положении. А стоят торты там, откуда можно увидеть мир. Сколько будет гостей в комнате, столько лепестков на цветке торта. Какую часть от торта получит каждый гость?

— Опять загадки от Змея. Покажите мне рукой вер­тикальное положение. Теперь горизонтальное. Где же вы находитесь два часа в горизонтальном положении?                                                  (Ответы детей.)

 

— Правильно, это спальня. А где же тогда стоят торты, которые испекли повара Змея? Он сказал, что оттуда можно увидеть мир.                 (Ответы детей.)

—    Да, это окно. Идемте за тортами.

(Воспитатель дает ребенку торт и напоминает задание. Ребенок считает лепестки торта и делит торт на части по количеству лепестков. С обратной стороны ребенок пишет, какую часть торта получит каждый гость.)

 

— Дети, а как узнать, сколько комнат для гостей у Змея Горыныча?

           (Сколько детей в группе или можно посчитать торты.)

 

Задание 3.

Голос Змея: Ну, а теперь третье задание. Есть у вас сказка про репку. А в моем царстве ее рассказывают наоборот. Хочу от вас услышать сказку про репку наоборот.                              (Дети с воспитателем совещаются и решают, как будут    показывать сказку. Это могут быть живые актеры или герои могут быть взяты из любого вида кукольного театра.)

 

Задание 4.

Голос Змея: Спасибо, детки, порадовали сказкой мою змеиную душу. А теперь следующее задание. Моя подруж­ка — Баба Яга любит загадывать задачки. Вот опять просит меня решить, а я не могу. Отгадайте и тогда скоро увидите свою королеву. А чтобы их найти, надо стать в центр группы и пойти прямо на восток, пока не дойдете до стены, там и увидите задачки.

 

    Воспитатель: А как мы определим, где находится восток?

               (По компасу, по месту на горизонте, где восходит солнце.)

—А вот и задачки от подружки Змея Горыныча: на дереве сидят десять птиц: три воробья, а остальные вороны. Сколько ворон сидит на дереве? (Семь)

— У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Внучка Маша, внуков нет)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели:

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой. Сколько их?

                                    (Восемь)

 

Заварила чайка чай,

Пригласила восемь чаек:

                - Приходите  все на чай!

                - Сколько  чаек? Отвечай!

(Восемь)

 

Задание 5.

               Голос Змея: Скучно мне. Повеселите меня песней про Антош­ку. Спойте мне ее сначала на языке коровы, потом – кошки,  а потом — собаки. А я покажу, как петь на языке кошки.                           (Вместо слов на мотив песни петь му-му,

                                                                             потом — мяу-мяу, потом — гав-гав.)

 

Задание 6

Голос Змея: Когда вы спешите помочь королеве, все зaдaния выполняете быстро. Помогите найти мне воду живую. У меня два сосуда. В одном вода живая, в другом — мертвая. Живой воды должно быть больше, но моя служанка перелила воду в другие кувшины, и я теперь не могу найти живую воду.

                                (Кувшины разные по объему. При помощи мерки дети

                                                    измеряют, сколько воды в кувшинах.)

 

Задание 7.

Голос Змея: В кувшине спрятаны ключи от ворот моего замка. Как их достать, не прикоснувшись к воде в кувшине руками?

                         (Магнитом сильным, бросать в кувшин камешки, вода из него

прольется, опустить веревку, и по веревке вода просочится

в землю, при помощи насоса и пр.)

 

Голос Змея: Какие сообразительные. Сядьте за свои столы и сконструируйте мне ключи из своих счетных палочек. Они мне пригодятся для ворот замка.

                                    (Пока дети конструируют, воспитатель или младший

                                          воспитатель возвращает королеву в замок.)

 

Голос Змея: Знание — сила. От ваших математических знаний все замки открылись на воротах моего замка, и я не смог удержать вашу королеву Математики. Прощайте, вы сильнее меня, больше к вам не буду приходить.

 

Воспитатель: А вот и наша королева Математики. Она благодарит вас за оказанную помощь. А мы ее поблагода­рим за знания математики, которые побеждают даже Змея Горыныча.

 

Литература.

  1. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
  2. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе. М: «И.-синтез», 2011г.
  3. И.А.Помораева., В.А.Позина. математических представлений. Подготовительная  к школе группа.
  4. Е.В.Волина. Праздник числа.