Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4114 Проект "Маленькие исследователи"

Опубликовано 19.06.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 80 "Маленькая страна»

 

Проект

 

Старшая группа (в условиях реализации ФГОС ДО)

 

выполнила: Маресева К.С.

 
 

Мы имеем один экземпляр Вселенной

и не можем над ним экспериментировать.

В. Л. Гинзбург.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

 Время реализации проекта:15 сентябрь 2015г. – 15 мая 2016г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители  (законные представители)

Цель проекта: развитие творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством  познавательно-исследовательской деятельности

 

Задачи

ü  Способствовать самостоятельно использовать действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

ü  Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать из в познавательно-исследовательской деятельности.

ü  Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений.

ü  Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе исследования.

 

Целевые ориентиры:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа­ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
    • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
    • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
    • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполни­тельские функции в совместной деятельности.
    • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 

Условия формирования

Научно-исследовательские условия (Авторы теорий и аспектов в области  образования):

      Познавательно-исследовательская деятельность: Н.Н. Поддьяков, Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панькова, А. И. Савенкова, Н.А. Коротква

      Детская психология: А.Н. Леоньтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер

 

Методические условия:

      Организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО

      Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми

      Привлечение родителей (законных представителей) для реализации проекта

      Изучение методической литературы

 

Организационно-педагогические условия

      Обмен опытом с коллегами ДОО

      Обмен опытом на персональном сайте, в сетевых педагогических сообществах

      Член творческой группы в рамках инновационной деятельности ДОО

 

Актуальность

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет

 его творческая, исследовательская деятельность»,

писал классик отечественной психологической науки

Лев Семёнович Выгодский.

Современные  дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. 
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. 
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности (прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон). Ребенок сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Опыты и эксперименты помогут сформировать мотивационные основы познавательного развития детей. 

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

   Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как:

  • экспериментирование;
  • исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.  

Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.

 

Теоретическое обоснование

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Проблема организации познавательно-исследовательской деятельности детей интересовала ученых во все времена. Элементы исследовательского обучения встречаются еще у Сократа, в знаменитой беседе, в ходе которой осуществлялся поиск истины, своего рода исследование. В более поздние времена беседы Сократа активно использовали в образовании. Более интенсивно данная проблема привлекла внимание в конце ХIХ- начале ХХ вв. таких как, К.Н. Вентцель, Дж. Дьюи, У.Киллпатрик, Е.Пракхерст, И.Ф. Свадковский, С. Френе и др., чьи работы не потеряли своей актуальности, основной идеей которых была идея организовать процесс познания через включения ребенка в деятельность, но не любую, а исследовательского характера.

В настоящее время познавательно-исследовательская  деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизм его осуществления. 

Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую    активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

 

Этапы реализации проекта


1 этап – Поисково-аналитический 2015-2016год (сентябрь – октябрь)
1. Изучение научной литературы по проблеме
2. Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
3. Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов) ;
-подборка оборудования для проведения опытов;
-подборка дидактических и подвижных игр;
-подборка художественной литературы.

2 этап – Основной этап практический 2015 -2016год (ноябрь)

Работа с воспитанниками

Формы проведения мероприятий

 

Цель мероприятий

1

Воздух и его свойства

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развивать способностей к преобразованию.

2

Большой и маленький

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение»

3

«Воздух вокруг нас»

Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

4

«Магнит»

Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами *

5

Опыт «Электрический шарик»                     

Установить причину возникновения статического, электричества.

6

Опыт «Гибкая вода»

 

узнать, что в воде электроны свободно перемещаются. 

7

Живая природа. Наблюдение за комнатными растениями

 

Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. ... Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах. 

8

Наблюдение за насекомыми

 

Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

9

Интерактивная игра: «Схема превращения»

 

Развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов:  «Был–будет».

10

Малоподвижная игра «Пар – Вода - Лед»

 

Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе.

11

малоподвижная игра «Наоборот»

 

Развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

 

 

 

Работа с родителями (законными представителями)

Формы проведения мероприятий

 

1

Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

 

2

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

3

 Памятка: «Организация опытов в домашних условиях»

 

4

Буклет: «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома».

 

5

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

6

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

7

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

8

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома

 

3 этап - Обобщающий (заключительный) 2016-2017 год (декабрь – май)

      Презентация проекта: «Развитие  творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством  познавательно-исследовательской деятельности»

      Подведение итогов: работа с социумом «Лаборатория Научные чудеса»

 

 

Новизна: реализация проектной деятельности по развитию творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством  познавательно-исследовательской деятельности

 

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

 

Образовательная область: Познавательное развитие (Основная образовательная программа дошкольного образования «Радость детства»)

 

Успешность: освоение познавательной деятельности составляет 80%

 

 

 

Список литературы:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Радость детства»
  2. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимова «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» – М, 2016 год
  3. Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников» – М. 2016 год

 

 

 

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома

Тема: «Лед – вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое – жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.