Краевое государственное общеобразовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом с. Вольно - Надеждинское»
ПРОГРАММА
«На пути к семейному счастью»
Автор: Шаган Лариса Николаевна
Воспитатель
с.Вольно - Надеждинское
2013 г.
Содержание
- Информационная справка
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Содержание программы
- Основные формы и методы работы
- Сроки реализации программы
- Предполагаемый результат
- Список использованной литературы
- Приложение
Информационная справка
В Краевом государственном общеобразовательном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом с. Вольно-Надеждинское», где формировалась данная программа, имеется две разновозрастные группы детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет). 6 групп детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Для проживания детей созданы бытовые условия, приближенные к домашним. Для оздоровления воспитанников имеется медицинский блок, физиокабинет, фитобар. Территория Детского дома благоустроенна, оборудованы спортивные и игровые площадки, оригинально оформлены цветники, имеются физкультурный и актовый залы, где проходят занятия по музыке, танцам, работают различные кружки и клубы. Оформлен кабинет психологической разгрузки, имеется столярная и швейные мастерские, где дети получают необходимые навыки видения домашнего хозяйства. В библиотеке собрано много художественной литературы.
В результате многолетних поисков в учреждении сложилась система воспитательно-образовательной работы с детьми, в основе которой лежит экспериментальная программа клуба «Семья».
Вырастить ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью и обеспечить полноценную жизнь в ней, а также воспитать своих детей так, чтобы они не повторили судьбу родителей. Подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях, научить всему, что умеют и знают дети из благополучных семей.
Одним из разделов воспитательной работы с детьми в Деском доме является клубная работа, объединяющая кружки по интересам. Идея объединить кружки в клубы пришла несколько лет назад.
Клуб «Семья» - это объединение, союз взрослых детей, объединение кружков «Хозяюшка», «Мастерица», «Семейные традиции», «Все профессии важны», в которых детьми приобретаются и формируются навыки семейной жизни, знания, необходимые в самостоятельной жизни. Это более тесный контакт со всеми специалистами Детского дома, входящими в состав клуба, с представителями общественных организаций района, края, более продуктивно способствующему для совместной деятельности. С целью подготовки воспитанников к семейной жизни свою деятельность клуб осуществляет в рамках Детского дома.
Пояснительная записка
Самое важное в жизни любого человека – это семья. Как в семье отражаются успехи трудности и противоречия общественной жизни, так и семья влияет на жизни общества. В семье начинается всестороннее развитие личности и индивидуальные качества. Дети, поступающие в Детский дом, как правило, имеют отрицательный опыт жизни в семье. У каждого своя драматическая история. Поэтому с первого момента пребывания ребенка в учреждении необходимо систематически направленно готовить их к семейной жизни, учить практики взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми, помогать овладевать навыками для создания своей дружной и любящей семьи. Именно поэтому была разработана программа «На пути к семейному счастью».
Реализация программы позволяет воспитанникам получить минимум знаний, необходимый в самостоятельной жизни. А гарантия государства по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивает им освоение работы с документами, помогает овладеть навыками профессионального самоопределения и трудоустроиться.
Приобщение воспитанников к семейным традициям способствует воспитанию нравственных качеств, трудовых навыков, физическому развитию.
Таким образом, если дети будут подготовлены к взрослой самостоятельной жизни, то уменьшиться вероятность пополнение Детских домов их детьми (то есть проводится профилактика «вторичного сиротства»), сократиться преступность, т.к. получать средства к существованию и решать свои проблемы выпускники будут достойным путем. Произойдет оздоровление общества за счет увеличения благополучных семей.
Реализация программы рассчитана на 3 года.
Программа «На пути к семейному счастью» помогает сформировать у воспитанников навыки и качества, благодаря которым, они совершают осознанный выбор и быстрее адаптируются в самостоятельной жизни.
Цели и задачи программы
Цели:
- улучшение воспитательной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей;
- формирование ребенка как разносторонней личности;
- целенаправленно готовить воспитанников к самостоятельной жизни;
- выявить в экспериментальном обосновании организационно-педагогических условий подготовки детей к самостоятельной семейной жизни в Детском доме и за пределами его.
Задачи:
- воспитывать у членов клуба позитивные знания о семье как о малой социальной группе, основанной на любви, брачном союзе, и родственных отношениях;
- развивать активность членов клуба в поисках новых, интересных форм работы;
- пропагандировать положительный семейный опыт;
- готовить выпускников к ведению домашнего хозяйства;
- привлекать все службы Детского дома, общественные организации к выполнению задач клуба.
Содержание программы
Учитывая основные задачи, стоящиеся перед педагогическим коллективом данного учреждения, свою работу клуб «Семья» проводит по следующим направлениям.
1. «Семья и ее функции» (Что такое «семья» и ее функции. Любовь и брак. Дети. Роль отца и матери в семье. Семейные традиции и праздники).
2. «Значение домашнего труда в жизни семьи» (Роль домашней работы в жизни семьи. Домашний труд. Распределение обязанностей в семье).
3. «Хозяйство семьи.Бюджет» (Роль вещей в жизни человека. Мода и вещи. Вторая жизнь вещей. Бережное отношение к вещам. Деньги и их функции. Экономика семейного бюджета).
Занятия в кружках и в клубе организуется в зависимости от расписания уроков и распорядка дня воспитанников. Согласно перспективным планам занятия проводятся 1 раз неделю. Длительность занятия от 45 минут до 2-х часов.
Работа клуба освещается через информационные листы и газету «Перемена». Информация подается в красочном оформлении, размещается на стенде.
Основные формы и методы работы
При реализации программы используются следующие методы и формы работы:
- Анкетирование, опрос;
- Анализ полученных блоков информации по основным темам;
- Клубная и кружковая работа;
- Теоретические и практические занятия;
- Тренинги;
- Коллективные творческие дела;
- Беседы;
- Работа органов самоуправления;
- Спортивные мероприятия, выставки, конкурсы, встречи с интересными людьми и другое
Сроки реализации программы
Этапы |
Содержание деятельности |
Ответственные. |
(2012-2013 гг.) |
Получение теоретических знаний о семье, ее функциях и значении каждого человека |
Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель, педагог дополнительного образования, руководители кружков. |
(2013-2014 гг.) |
Формирование практических навыков ведения домашнего хозяйства, благоустройства жилища. Планирование бюджета. |
Руководитель клуба «Семья» и руководители кружков. |
(2014-2015 гг.) |
Подведение итогов о проделанной работе. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности. Оформление отчетной документации. Выпуск методического пособия из опыта работы. Организация творческого отчета (выставка, концерт, презентация и т.д.) |
Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель, педагог дополнительного образования, руководители кружков. |
Предполагаемый результат
Таким образом, по окончанию реализации программы мы получаем:
- Расширение у детей теоретических знаний о семье и ее функциях.
- Снижение количества правонарушений среди воспитанников учреждения.
- Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
- Активизацию позитивной самостоятельной деятельности у детей в организации коллективных творческих дел.
- Равносторонне развитую личность, готовую к созданию полноценной семьи.
Список использованной литературы
- Семья. Учебное пособие. Афанасьева Т.М.
- Психология семьи. Дружинин В.Н.
- Методический журнал. Работа социального педагога в школе и микрорайоне. 2009 г.
- Твой выбор - твоя профессия. Сборник для девушек по основам профессиональных навыков. Владивосток 2003 г.
- Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8 – 11 класс. Шмидт В.Р.
- Социально – психологическая адаптация детей в замещающей семье. Москва 2002 г.
- Воспитание семьянина в условиях детей детского дома. Плясова Г.И.
- Развитие личности подростка . Матвеев Б.Р.
- Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Аваткова И.И.
- Книга для тех, кому нравиться жить, или психология личностного роста. Козлов Н.И.
- Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Фальялович Т.А., Высоткая Н.В., Толстоухова Н.С.
- Вредные привычки: профилактика зависимостей. Кулинич Г.Г.
Приложение 1
Приложение 2
Перспективный план кружка «Все профессии важны» на 2012-2013 уч.г.
Цель: подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности способной реализовать себя в будущей профессии в современных условиях.
Месяц |
Тема |
Форма проведения |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
|
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
|
|
Апрель |
|
|
Май |
|
|