Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4260 "Речевая готовность ребенка к школе"

Опубликовано 03.09.2018

Милашевская Надежда Валерьевна
МБДОУ № 172 "Радуга"
учитель-логопед

"Речевая готовность ребенка к школе"

 

Речевая готовность к школе – это  часть готовности к школьному обучению.Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности. В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению  за собственной речью и речью других людей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и  творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Что же включает в себя  речевая готовность детей к школе? При поступлении в школу ребенок должен правильно произносить звуки родного языка. Ошибки в произношении — основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам, также он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Нарушение звукопроизношения  может отложить свой отпечаток на  письме. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, затрудняется их общение со сверстниками. Коррекция звукопроизношения — сложный, длительный процесс. Поэтому следует обратить внимание на речь в возрасте 4–5 лет, когда до школы есть еще время. Иначе эти дефекты закрепятся, и ребенок будет писать так, как говорит.

К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух - умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой , например, вместо «шуба» ребенок говорит «суба», в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как мотоциклист, парикмахерская, температура и т.д.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (мокрый - сухой, узкий - широкий, далеко - близко,  ложиться- вставать и т. д.), синонимы( хороший- безупречный, удовлетворительный, похвальный, славный, прекрасный и т.д.). Ребенок должен использовать в речи все части речи, знать названия предметов, подбирать к ним действия и признаки. Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.

К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например. " Мальчик уронил мячик, который взял у девочки". (Чей был мячик?). " Мальчик бежит за собакой". (Кто бежит первым?). "Вася выше Саши". (Кто ниже ростом?).  У ребенка должны быть сформированы такие умения,  как словообразование и словоизменения. Например, варенье из сливы – сливовое, стакан из бумаги- бумажный, ухо медведя- медвежье, у лисы лисенок, лисята, много лисят. Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу,  к неправильному использованию предлогов. Трудности в овладении навыками словообразования и словоизменения спровоцируют возникновение ошибок в тех словах, для правильности написания которых, необходимо подобрать проверочное слово. 

У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, уметь пересказать рассказ, самостоятельно составить рассказ по картине, придумать рассказ на основе личного опыта.

Помимо речевых проблем остро стоит вопрос коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Нарушение коммуникации — одна из значимых проблем будущего школьника. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Школьное обучение — это непрерывный процесс общения. 

Таким образом, речевая готовность ребенка к школьному обучению предполагает:

• Правильное произношение всех звуков родного языка.

• Сформированный фонематический слух.
• Владение навыками звукового анализа и синтеза.
• Словарный запас.
• Сформированность грамматического строя речи. 
• Сформированность связной речи.
• Речевую коммуникацию.